Конституционный суд РФ
7390
Это важнейший орган конституционного контроля, обеспечивающий действие конституции и её защиту, её толкование, а также недопущение искажений её понимания законодателем и исполнительной властью.
Он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
1. разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
2. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3. по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4. дает толкование Конституции Российской Федерации;
5. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6. проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
7. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
8. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный суд состоит из 19 судей. Ими могут стать крупнейшие юристы старше 40 и младше 70 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложение о кандидатурах судей могут вносить Президенту РФ члены Совета Федерации, депутаты Госдумы и заксобраний субъектов федерации, Верховный суд, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения. Президент вносит эти кандидатуры в Совет Федерации и тот отдельно голосует по каждой из них, голосование проходит тайно.
Судьи не могут сохранять за собой должности в органах исполнительной власти или депутатский мандат, состоять в политических партиях и движениях, поддерживать их материально или вети политическую агитацию, выступать в качестве адвоката или представителя в судах, высказываться в прессе относительно возможных предметов рассмотрения Конституционного суда.
Председателя Конституционного суда, выбранного Президентом из числа избранных в Конституционный суд судей назначает Совет Федерации. Он занимает этот пост 6 лет. Аналогично назначаются два заместителя Председателя Конституционного суда. Организационную и методическую работу в суде ведет Аппарат и Секретариат Конституционного суда.
В Конституционный Суд можно обращаться с запросом, ходатайство или жалобой. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Обращения в Конституционный Суд принимает его Секретариат. Он регистрирует обращение и проверяет обращение на соответствие требованиям закона (ст. 37 ФКЗ от 21.07.1994 N 1- ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). В случае соответствия обращения требованиям закона отправляет Секретариат его на предварительное рассмотрение. Председатель Конституционного Суда распределяет дела между судьями для предварительного изучения обращения. Не позднее трех месяцев с момент регистрации судья докладывает итоги предварительного рассмотрения обращения на заседании Конституционного суда и Суд принимает решение о принятии обращения к рассмотрению.
Регламент Конституционного суда предусматривает, что суд рассматривает дела на своем заседании раз в месяц. В течение месяца с момента приятия обращения к рассмотрению суд назначает его слушание, судью - докладчика, принимает меры по вызову экспертов, истребованию материалов и объяснений и уведомляет об этом стороны. По итогам рассмотрения дела, после совещания судей он принимает постановления (если удовлетворяет жалобу или находит неконституционным акт), определение (если отклоняет жалобу или находит акт конституционным). Решения принимаются открытым голосованием, большинством голосов, при этом голос Председателя Суда будет решающим, поэтому голосует он последним. Решения о толковании Конституции принимает 2/3 от общего числа судей. Итоговое решение суда может дополняться особым мнением судьи Конституционного суда в случаях, если он не согласен с решением.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно имеет непосредственную силу и общеобязательно, его нельзя обойти, повторно приняв акт, признанный неконституционным. Акт, признанный Конституционным судом не применяется более и подлежит отмене или приведению в соответствии с решением Суда. Государственный орган, допустивший нарушение Конституции обязан в установленные законом сроки (как правило от 2 до 6 месяцев) внести необходимые изменения, дабы устранить нарушения.
Комментарии экспертов
Вы эксперт?зарегистрируйтесь и прокомментируйте!