Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, за счет ФСС
9160
В статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.
Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета. А органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным в части 1 статьи 226 ТК РФ сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Статьей 226 ТК РФ также установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 марта 2012 года № 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".
В соответствии с частью 1 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) федеральное казенное предприятие – это унитарное предприятие на праве оперативного управления, созданное на базе государственного или муниципального имущества. Такое предприятие может быть создано в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Федеральное учреждение – это организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (статьи 120, 214, 296 ГК РФ).
На праве оперативного управления государственным имуществом, находящимся в ведении Федерации или ее субъекта, осуществляют свою деятельность бюджетные учреждения образования, здравоохранения, науки и культуры.
Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) по своему правовому положению в соответствии с ГК РФ относятся к учреждениям, осуществляющим деятельность на основе государственного имущества (федерального или субъектов Российской Федерации) на праве хозяйственного ведения.
Федеральные учреждения основаны на базе государственной собственности Российской Федерации, учреждения субъектов Российской Федерации – на базе государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин "бюджетные организации". Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) не введен.Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах.
При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться статьей 118 ГК РФ и статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Из содержания указанных статей следует, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд – по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10 февраля 2012 года № 113н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" определен порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (предупредительные меры).
Согласно этому документу финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС/Фонд) на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Финансовому обеспечению в 2012 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на:
– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
– реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
– обучение по охране труда некоторых категорий работников;
– приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ, а также на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
– санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
– проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
– обеспечение лечебно-профилактическим питанием (ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено соответствующим подзаконным актом;
– приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
– приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Работодателям, улучшающим условия труда работников, предоставляются налоговые льготы. Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)и подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации.
Кроме того, в ТК РФ определено, что работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Отмечаем, что Приказом Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила).
Обратите внимание!
В Правила внесены изменения Приказом Минтруда Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 220н "О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н".
Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее – заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
К заявлению прилагаются:
– план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;
– копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее – решение) принимается:
– в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 000,0 рублей включительно – территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта соответствующих документов;
– в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 7 000,0 рублей – территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.
Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
– если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
– представленные документы содержат недостоверную информацию;
– если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер.