Налог на прибыль и расходы на охрану труда
3521
Вопросов, связанных с учетом в целях налогообложения прибыли расходов на охрану, возникает у организаций – налогоплательщиков немало. Надеемся, что предложенная читателям статья поможет правильно учесть расходы на охрану.
Прежде всего, обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ). Пункт 1 статьи 264 НК РФ содержит подпункт 6, согласно которому к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы:
– расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– расходы на содержание службы газоспасателей;
– расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;
– расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретения оружия и иных специальных средств защиты).
В силу подпункта 7 этой нормы к таким же расходам отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
Согласно статье 163 Трудового кодекса российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
– исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
– своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
– надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
– условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Статья 211 ТК РФ гласит, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Напоминаем, что согласно статье 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Эта обязанность является основой для разработки таких нормативных актов как коллективные договора и соглашения, правил внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее.
Перечень основных обязанностей работодателя в сфере охраны труда содержится в статьях 22 и 212 ТК РФ, которые дополняются статьями 213, 221, 222 ТК РФ, так и иными законами и правовыми актами.
Из статьи 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить:
– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Выполнение этой обязанности работодателем должно начинаться уже на стадии проектирования производственных объектов и оборудования. Проекты по реконструкции производственных объектов и проекты строительства должны соответствовать требованиям охраны труда. Это же требование должно исполняться в отношении машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов;
– создание и функционирование системы управления охраной труда;
– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Работодатель обязан приобретать и выдавать сертифицированные средства защиты сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Эта обязанность работодателя распространяется только на рабочее место работника. Работник имеет право на получение информации от работодателя о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, которые применяются для защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем;
– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Содержание инструктажа зависит от особенностей производственной деятельности организации и трудовых обязанностей работника.
Согласно статье 76 ТК РФ работник, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, должен быть отстранен от работы;
– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Обучение по охране труда и инструктаж работников на предприятиях проводятся в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации № 1 Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 29. В соответствии с пунктом 1.5 данного постановления и частью 1 статьи 225 ТК РФ обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель, работодатели – индивидуальные предприниматели, а также все организации вне зависимости от форм собственности;
– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Ознакомьтесь с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с требованием статьи 212 ТК РФ работодатель обязан организовать за счет собственных средств медицинские осмотры. Медицинские осмотры подразделяются на первичные (предварительные), периодичные; внеочередные. Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Вопросы прохождения медицинских осмотров регламентируются статьей 213 ТК РФ и, в том числе, следующими подзаконными актами:
– постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года № 877 "Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров";
– Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Работодатель должен обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте. Работник имеет право на получение информации о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, которые применяются (полагается применять) для защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов от работодателя, соответствующих органов и общественных организаций. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
– расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 228 ТК РФ при любом несчастном случае на производстве работодатель обязан немедленно оказать первую помощь пострадавшему, предотвратить развитие аварийной ситуации, зафиксировать обстановку и проинформировать родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. Для профилактики несчастных случаев на производстве очень важное значение имеет, чтобы каждый несчастный случай, происшедший с работником на производстве, был должным образом зафиксирован, расследован и учтен, а также выявлены причины и обстоятельства, способствовавшие его возникновению;
– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
Согласно статье 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет;
– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;
– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обязанность по осуществлению социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возложена на работодателя.
На основании статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
– физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
– физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
– физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы;
– ознакомление работников с требованиями охраны труда;
– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
В Государственную противопожарную службу на основании статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя, в частности:
– объектовые подразделения – подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях;
– договорные подразделения федеральной противопожарной службы – подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе;
– органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (органы государственного пожарного надзора);
– так далее.
До сих пор многие крупные организации несут расходы по содержанию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы. В последние годы в законодательные акты, регулирующие пожарную безопасность, внесен ряд изменений, что привело к возникновению вопросов о том, можно ли учесть расходы на финансирование объектовых подразделений, о которых идет речь, при исчислении налога на прибыль.
Мы не будем обращаться в нашей статье к истории вопроса. Отметим лишь то, что статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в течение 2006 – 2009 годов финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется за счет средств организаций – собственников охраняемых объектов.
Таким образом, расходы по содержанию подразделений, о которых идет речь, в указанный период, соответственно и в последующие годы, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделения федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников.
Методика расчета стоимости выполнения работ и оказания услуг по охране имущества организаций от пожаров договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности.
Обращаем внимание на изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 года № 1030 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 989".
Между тем, налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Как отмечено в письмах Минфина Российской Федерации от 27 января 2010 года № 03-03-06/1/26, от 19 марта 2010 года № 03-03-06/1/152, от 15 апреля 2010 года № 03-03-06/1/269, при учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения пункта 1 статьи 252 НК РФ, согласно которым в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами, как вы знаете, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ следует, что законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера. Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей главы 25 НК РФ.
В 2008 году специалисты Минфина Российской Федерации в письме от 16 декабря 2008 года № 03-03-06/4/96 дали ответ на вопрос о том, как учитываются в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации. В письме сказано, что согласно пункту 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ признается, в частности, имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Исходя из рассматриваемого письма, затраты налогоплательщика на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации следует учитывать в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости установок либо в составе амортизационных отчислений (если стоимость более 40 000 рублей), либо в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ (если стоимость менее 40 000 рублей).
В аналогичном порядке учитываются и затраты на установку охранной сигнализации на автомобили.
Рассмотрим вопрос о правомерности учета в целях налогообложения прибыли расходов на охрану работников организации.
Следует отметить, что НК РФ, кроме подпункта 6 пункта 1 статьи 264, не содержит указаний о том, можно ли учесть такие расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В 2005 году Минфин Российской Федерации в письме от 17 ноября 2005 года № 03-03-04/1/376 указал на то, что расходы, перечисленные в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, в том числе расходы на оплату услуг охранной деятельности, являются расходами по охране организации в целом и всех ее частей как производственного комплекта. Эти расходы должны быть связаны непосредственно с производством и (или) реализацией. По мнению Минфина, к указанным расходам не могут быть отнесены расходы по охране сотрудников организации, включая ее генерального директора.
В более поздние периоды специалисты Минфина изменили свое мнение по этому вопросу. В частности, в письме Минфина Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 03-03-06/1/269 отмечено, что расходы на оплату услуг охранной деятельности учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ, при условии, что они непосредственно связаны с производством и (или) реализацией.
Расходы по персональной охране отдельных сотрудников организации, в том числе иностранных специалистов, могут быть учтены для целей налогообложения, если указанные расходы являются обоснованными.
Напомним, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными же расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Вывод о том, что расходы на охрану работников организации можно учесть при налогообложении прибыли организаций, подтверждается и судебной практикой.
Рассмотрим постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2007 года по делу № А56-35010/2006. Указанное дело о признании расходов по охране директора и находящегося при нем имущества в целях исчисления налога на прибыль рассматривалось в трех инстанциях. Суд первой инстанции признал указанные расходы организации правомерными. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено.
Кассационная коллегия в рассматриваемом постановлении указала, что выводы апелляционного суда о недоказанности организацией экономической обоснованности затрат, связанных с охраной жизни и здоровья его руководителя, а также имущества (автомобили, телефоны, ноутбуки), находящегося в распоряжении руководителя и уполномоченного представителя организации, основаны на неправильном толковании и применении статей 252, 253 и 264 НК РФ.
Помимо этого, выводы апелляционного суда, признавшего спорные расходы организации не связанными с получением дохода и экономически не обоснованными, противоречат изложенной в постановлении от 24 февраля 2004 года № 3-П и в Определении от 4 июня 2007 года № 320-О-П правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, которая так же, как и судебная практика Высшего Арбитражного Суда, основывается на презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и осуществленных по этим операциям расходов.
Апелляционный суд оценил осуществленные организацией расходы с точки зрения их целесообразности, указав на наличие в структуре организации собственной службы безопасности и возможность использования договоров страхования в целях снижения финансовых рисков и рисков порчи имущества.
Вместе с тем, в силу правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Определении от 4 июня 2007 года № 320-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-экономической деятельности, а потому обоснованность расходов не может оцениваться в точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Следовательно, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на затраты (стоимость услуг, оказанных охранными предприятиями), которые оно сочло экономически обоснованными применительно к особенностям своей финансово-хозяйственной деятельности.
Также в постановлении сказано, что предусмотренные статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", услуги по защите жизни и здоровья граждан могут быть отнесены к иным услугам охранной деятельности, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу.
Некоторые объекты, в частности, складские помещения, строительные площадки и другие объекты, охраняются с использованием сторожевых собак. Расходы на приобретение и содержание сторожевых собак, соответствующие требованиям статьи 252 НК РФ, по мнению автора, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такое мнение подтверждается и существующей арбитражной практикой.
Например, в постановлении ФАС Московского округа от 9 августа 2006 года по делу № КА-А40/7454-06 сделан вывод о том, что затраты на приобретение продуктов для кормления собак обоснованно включены в состав расходов в соответствии со статьями 252 и 264 НК РФ, поскольку являются документально подтвержденными и экономически оправданными.
Как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 16 мая 2005 года по делу № А55-10934/04-1 организация правомерно включила в состав затрат расходы по приобретению и содержанию собак породы туркменского "Алабая". Судом установлено, что эти собаки приобретены с целью охраны материальных ценностей, использование собак для указанных целей подтверждено документами, представленными налогоплательщиком.
Могут ли быть учтены в целях налогообложения расходы арендодателя по охране помещений, переданных в аренду?
Прежде всего, обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Обязанностью арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 616 ГК РФ является поддержание имущества в исправном состоянии, проведение за свой счет текущего ремонта. Также арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Мы уже упоминали в статье о Законе Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В целях охраны, согласно части 3 статьи 3 названного закона, разрешается, в частности, предоставление услуг по охране имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.
Оказание таких услуг разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в установленном законодательством порядке, что определено статьей 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, если договором аренды установлено, что арендодатель обязан осуществлять охрану переданного им по договору аренды имущества, то организация-арендодатель имеет право учесть расходы по услугам охраны в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Обратите внимание, что если услуги по охране имущества оказываются частной охранной организацией, то расходы в целях налогообложения прибыли можно будет учесть при условии, что у организации, оказывающей охранные услуги, есть лицензия на осуществление охранной деятельности, полученная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как отмечено в письме Минфина Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 03-03-06/2/188, организация, не имеющая лицензию на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность. Расходы по оплате услуг, оказанных такой организацией, по мнению Минфина Российской Федерации, обоснованными не являются и, соответственно, не учитываются при налогообложении прибыли.