Открытая общественная правовая информационная система

Охрана труда на автомобильном транспорте

Общие нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха работников, установлены в разделах IV, V части 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). В части 4 ТК РФ уделено внимание особенностям регулирования труда работников транспорта (глава 51 ТК РФ). Отдельные правила установлены в отношении их приема на работу, режима рабочего времени и периодов отдыха, а также дисциплины работников, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств.

Государственные нормативные требования охраны труда, направленные на предупреждение производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний работников на автомобильном транспорте, установлены постановлением Минтруда Российской Федерации от 12 мая 2003 года № 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте" (далее – Правила Минтруда № 28) и введены в действие 30 июня 2003 года.

Указанные документы должны применяться всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями и иными лицами, которые осуществляют перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

Правила Минтруда № 28 распространяются на работников автотранспортных организаций (далее – АТП), автотранспортных цехов, участков других организаций, которые предоставляют услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (далее – АТС) (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.

В соответствии с требованиями, предусмотренными ТК РФ, работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников.

Требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации АТС, производственных территорий и помещений на территории Российской Федерации, устанавливаются названными Межотраслевыми правилами. Также ими определены мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.

Инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий должны быть разработаны работодателем на основании Правил Минтруда № 28.

В организациях, помимо Правил Минтруда № 28, должны соблюдаться также государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами Федерального надзора в сфере промышленной безопасности, Госстандарта Российской Федерации, Госстроя Российской Федерации, Мин¬здрава Российской Федерации, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, которые осуществляют государственный и общественный контроль в части, касающейся требований безопасности организации труда при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании АТС.

Основными физическими и химическими опасными и вредными производственными факторами, которые, как указано в пункте 1.2.2 Правил Минтруда № 28, могут оказывать влияние на работников организаций при ремонте, обслуживании и эксплуатации АТС, являются:

– движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

– повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны;

– повышенный уровень шума на рабочем месте;

– повышенный уровень вибрации;

– повышенная или пониженная подвижность воздуха;

– повышенная или пониженная влажность воздуха;

– отсутствие или недостаток естественного освещения;

– недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).

Повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны является основным химически опасным и вредным производственным фактором.

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования должны соответствовать требованиям установленных государственных стандартов.

Показатели микроклимата, уровней шума и вибраций, освещенности должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и норм и государственных стандартов.

Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны должна соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

Все операции по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС необходимо выполнять с соблюдением Правил Минтруда № 28.

Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния АТС должны проводиться в специально отведенных для этого местах (постах), которые оснащены необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.

АТС, которые направляются на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния, должны быть вымытыми и очищенными от грязи и снега. Ответственный работник (мастер, начальник участка, контролер технического состояния АТС) руководит постановкой АТС на посты.

Контролеры технического состояния АТС должны осуществлять въезд АТС в производственное помещение станций и пунктов государственного технического осмотра (СГТО, ПГТО) и их постановку на рабочие посты проверок. Они должны иметь удостоверения водителя АТС соответствующей категории.

После постановки АТС на пост нужно заблокировать его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) на нейтральное положение, под колеса необходимо подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть в обязательном порядке повешена табличка с предупредительной надписью: "Двигатель не пускать – работают люди!".

На АТС, которые имеют дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена также и у этого устройства.

Запрещено присутствие людей в полосе движения АТС при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении.

При обслуживании АТС на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть также вывешена табличка с предупредительной надписью: "Не трогать – под автомобилем работают люди!".

В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен быть надежно зафиксирован упором (штангой), который гарантирует невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением АТС должно в обязательном порядке иметься устройство сигнализации (световой, звуковой или другой), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и так далее) о моменте начала перемещения АТС с поста на пост.

Включение конвейера для перемещения АТС с поста на пост может быть разрешено только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или специально выделенным работником, который назначается приказом по организации. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

Пуск двигателя АТС на постах технического обслуживания или ремонта могут осуществлять только водитель-перегонщик, бригадир слесарей или слесарь, назначаемые приказом по организации, прошедшие в установленном порядке инструктаж при наличии у них удостоверения водителя АТС.

Перед проведением работ, которые связаны с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо провести дополнительную проверку выключения зажигания (перекрытия подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.

После окончания выполнения необходимых работ АТС необходимо затормозить стояночным тормозом.

Работники, которые производят обслуживание и ремонт АТС, должны быть обеспечены соответствующими исправными инструментами, приспособлениями, а также СИЗ.

Работники, производящие работы вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, должны быть обеспечены лежаками.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями), кроме стационарных упоров, подставляются вначале под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем необходимо вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС.

Для произведения ремонта, замены подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или для долива в него масла устанавливается под поднятый кузов специальный дополнительный упор, исключающий возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

При произведении ремонта и обслуживания верхней части автобусов и грузовых автомобилей работников необходимо обеспечить подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы нельзя.

Уборка рабочего места от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков может производиться только с помощью щетки.

Необходимо использование подъемно-транспортных механизмов при снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг – женщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг – женщинами (более двух раз в час).

Не допускается в соответствии с пунктом 2.1.1.19 Правил Минтруда № 28:

– работать лежа на полу (земле) без лежака;

– выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и тому подобном), кроме стационарных;

– выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых – страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;

– оставлять АТС после окончания работ вывешенными на подъемниках;

– подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

– снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;

– проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

– поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

– поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;

– снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;

– поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

– работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

– оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;

– работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

– пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;

– производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;

– проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

– сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

Ремонт топливных баков, заправочных колонок, резервуаров, насосов, коммуникаций и тары из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей необходимо производить только после полного удаления их остатков и обезвреживания.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок автомобилей-рефрижераторов проводятся в строгом соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

Специальный водитель (перегонщик) или другой работник, назначаемый приказом по организации, должен быть выделен для осуществления перегона АТС на посты проверки технического состояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов.

В зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается в соответствии с пунктом 2.1.1.26 указанных Межотраслевых правил № 28:

– протирать АТС и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным);

– хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и так далее в количествах, превышающих сменную потребность;

– заправлять АТС топливом;

– хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

– загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и тому подобным;

– хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

Разлитое масло или топливо должно быть немедленно удалено с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное), которые используются в процессе работы, должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня должны быть удалены из производственных помещений в специально отведенные места.

Правила Минтруда № 28 необходимо также соблюдать при техническом обслуживании или ремонте АТС, которые проводятся вне организации.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту