Административная ответственность за нарушения в области охраны и специальной оценки труда, в том числе с 2015 года
14834
Трудовое законодательство направлено, в том числе, на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели. Регламентация трудовых отношений включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение.
В сфере охраны труда правовая база, определяющая обязанности работодателя и работника, закреплена в статьях 212 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и ответственность (только работника) за их выполнение – в разделе 8 ТК РФ под названием "Трудовой распорядок. Дисциплина труда".
В статье 212 ТК РФ регламентировано, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Там же приведен исчерпывающий перечень обязанностей работодателя в этой сфере, хотя исчерпывающим его можно назвать, как представляется, условно (ведь многие пункты в этом списке можно трактовать весьма расширительно). Статья 219 ТК РФ, в свою очередь, закрепляет права работника в этой области. Перечень также является закрытым.
В соответствии со статьей 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от состава и характера нарушения к ним могут применяться также меры административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда определена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В статье 5.27 КоАП РФ регламентировано, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (квалифицированный состав нарушения), влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Напомним, что в 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ. С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в ТК РФ, где само понятие аттестация рабочих мест теперь отсутствует.
Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. В статье 3 данного закона говорится, что специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.
В связи с принятием Закона № 426-ФЗ был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 421-ФЗ). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами.
Так, в соответствии со статьей 11 Закона № 421-ФЗ, с 1 января 2015 года, вступит в силу новая редакция статьи 5.27 КоАП РФ, согласно пункту 1 которой нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Повторное аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 рублей;
– на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.27 КоАП РФ фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
– на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
В пункте 3 статьи 5.27 КоАП РФ отмечено, что уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
– на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:
– на граждан в размере 5 000 рублей;
– на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей;
– на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
С 2015 года административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, будет предусмотрена новой статьей 5.27.1 КоАП РФ.
Частью 1 указанной статьи установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа за нарушение данной части:
– на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 рублей;
– на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Санкция рассматриваемой статьи гласит, что такое правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
– на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.
В силу пункта 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психи¬атрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 15 000 до 25 000 рублей;
– на юридических лиц – от 100 000 до 130 000 рублей.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, согласно пункту 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 рублей;
– на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 рублей.
Повторные правонарушения повлекут наложение штрафа:
– на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей (или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток);
– на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
Со следующего года КоАП РФ также пополнится статьей 14.54 "Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда".
Согласно положениям пункта 1 данной статьи, нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 20 000 рублей до 30 000 рублей;
– на юридических лиц – от 70 000 рублей до 100 000 рублей
Повторное правонарушение влечет наложение штрафа:
– на должностных лиц – в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей (или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет);
– на юридических лиц – в размере от 100 000 рублей до 200 000 рублей (или приостановить деятельность на срок до девяноста суток).
В соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, а также статьями 5.28–5.34 (носят характер трудового спора), рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (смотрите подробнее статью 356 ТК РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда вправе:
– главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
– главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
– главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
– руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда;
– руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
– начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.
Обратите внимание, что указанные лица имеют те же полномочия для целей рассмотрения дел об административных правонарушениях, что и Федеральная инспекция труда, а осуществляют их непосредственно от ее имени (например, смотрите постановление ФАС Центрального округа от 21 марта 2006 года по делу № А08-10945/05-21).
Приказом Федерального агентства по труду и занятости от 10 апреля 2006 года № 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю над соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – Перечень должностных лиц).
Согласно Перечню должностных лиц, вправе составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), частью 1 статьи 19.4 и статьей 19.7 КоАП РФ:
– руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
– начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместители;
– начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
– руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
– начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
– главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
По административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности):
– руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
– начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;
– начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
– руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по вопросам охраны труда;
– начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
– главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
– государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
Обратите внимание, что в приведенных списках такое право делегировано определенным должностным лицам в субъектах Российской Федерации.