Открытая общественная правовая информационная система

Административные нарушения, подведомственные Федеральной инспекции труда и изменения с 2015 года

В соответствии со статьей 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, а также статьями 5.28 – 5.34, 15.34, рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Глава 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) носит название "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".

В соответствии со статьей 353 ТК РФ указанной главы федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия Федеральной инспекции труда регламентированы статьей 356 ТК РФ.

Так, в соответствии с возложенными на нее задачами, Федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

– осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

– осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

– направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

– проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

– обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

– анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

– принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

– запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

– ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

– осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

– готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

– проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

– направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

– направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

– направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Список не исчерпывающий, то есть в указанной статье ТК РФ названы лишь основные, наиболее важные полномочия этого органа. Однако можно констатировать, что Федеральная инспекция может осуществлять только те полномочия, которые поименованы в иных нормативных правовых актах.

На сегодняшний день можно отметить следующие наиболее часто нарушаемые нормы трудового законодательства:

– трудоустройство без оформления трудового договора (подмена его гражданско-правовым договором);

– невыплата окончательного расчета в день увольнения работника;

– оплата командировочных не в полном объеме;

– выплата заработной платы один раз в месяц;

– выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;

– неознакомление работников с требованиями охраны труда;

– необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;

– непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

– многое другое.

Итак, как уже было отмечено выше, в пределах "юрисдикции" Федеральной инспекции труда находятся следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:

– нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27 КоАП РФ);

– уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (статья 5.28 КоАП РФ). Объективная сторона выражается в уклонении работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушении установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки;

– непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (статья 5.29 КоАП РФ);

– необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (статья 5.30 КоАП РФ);

– нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (статья 5.31 КоАП РФ);

– уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (статья 5.32 КоАП РФ). Выражается, в том числе, в непредоставлении помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создании препятствий проведению такого собрания (такой конференции);

– невыполнение соглашения (статья 5.33 КоАП РФ);

– увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (статья 5.34 КоАП РФ);

– сокрытие страхового случая (наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (статья 15.34 КоАП РФ).

Также следует отметить, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда вправе:

– главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

– главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;

– главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;

– руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда;

– руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

– начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.

Все указанные лица для целей рассмотрения дел об административных правонарушениях также вправе составлять протоколы (например, постановление ФАС Центрального округа от 21 марта 2006 года по делу № А08-10945/05-21; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2007 года № Ф04-1063/2007(32072-А02-7) по делу № А02-1521/2006).

По вопросу, касающемуся защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, рекомендуем ознакомиться с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 421-ФЗ) с 1 января 2015 года вступают в силу поправки к КоАП РФ. Увеличение количества правонарушений в области охраны труда, за неисполнение которых налагается ответственность, а также размер штрафных санкций свидетельствуют о значительном усилении контроля со стороны государства над вопросами охраны труда.

Итак, с 1 января 2015 года, согласно новой редакции статьи 5.27 КоАП РФ, штрафы за нарушение трудового законодательства и трудового права для должностных лиц и предпринимателей составят от 1 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

При повторном нарушении должностные лица будут оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям от 50 000 – 70 000 рублей.

Пунктом 2 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрено наказание за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это, если с работником не заключен трудовой договор, который будет взиматься с граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора: для должностных лиц – 10 000 – 20 000 рублей, для предпринимателей – 5 000 – 10 000 рублей, для юридических лиц – 50 000 – 100 000 рублей.

При повторном нарушении граждане будут оштрафованы на 5 тысяч рублей, должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф от 30 000 до 40 000 рублей, а организациям от 100 000 до 200 000 рублей.

Также КоАП РФ дополнен новой статьей 5.27.1, предусматривающей ответственность за нарушение требований охраны труда.

Вводится предупреждение или штраф для должностных лиц и предпринимателей – от 2 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.

Нарушение компанией порядка проведения специальной оценки условий труда, согласно новой статье 14.54 КоАП РФ, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей. Эксперт организации, совершивший при проведении специальной оценки условий труда нарушение, несет ответственность как должностное лицо.

Кроме этого будет усилена ответственность за проведение специальной оценки условий труда. Так статьей 14.54. КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 100 000 рублей.

Повторное аналогичное административное правонарушение, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В заключение напомним, что изменения, внесенные в КоАП РФ, вступят в силу с 1 января 2015 года (часть 2 статьи 15 Закона № 421-ФЗ).

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту