Административная ответственность за нарушения в области труда, кроме охраны труда, в том числе с 2015 года
4491
Ответственность организации за нарушения в области труда выражается в применении к ответственным лицам тех или иных санкций в случае, если они не выполняют требований к безопасности условий труда на рабочих местах, установленных российскими законодательными актами различного уровня. Предметом рассмотрения данной статьи является административная ответственность за подобные нарушения.
Трудовое законодательство направлено, в том числе, на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели. Регламентация трудовых отношений включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение.
В соответствии со статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от состава и характера нарушения к ним могут применяться также меры административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде определена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В статье 5.27 КоАП РФ регламентировано, что нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (квалифицированный состав нарушения), влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2015 года вступят в силу поправки к КоАП РФ.
Несколько изменится содержание самой статьи 5.27 КоАП РФ. При этом она сменит название – "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Итак, с 1 января 2015 года, согласно новой редакции статьи 5.27 КоАП РФ, штрафы за нарушение трудового законодательства и трудового права для должностных лиц и предпринимателей составят от 1 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
При повторном нарушении должностные лица будут оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям от 50 000 – 70 000 рублей.
Пунктом 2 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрено наказание за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это, если с работником не заключен трудовой договор, который будет взиматься с граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора: для должностных лиц – 10 000 – 20 000 рублей, для предпринимателей – 5 000 – 10 000 рублей, для юридических лиц – 50 – 100 тысяч рублей.
При повторном нарушении граждане будут оштрафованы на 5 тысяч рублей, должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф от 30 000 до 40 000 рублей, а организациям от 100 000 до 200 000 рублей.
Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 "Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда", в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих специальную оценку труда.
Прежде следует напомнить, что в 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ. С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в ТК РФ, где само понятие аттестация рабочих мест теперь отсутствует.
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Это следует из статьи 212 ТК РФ и из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
Итак, с 1 января 2015 года в случае нарушения организацией порядка специальной оценки административный штраф для должностного лица будет составлять от 20 000 до 30 000 рублей, для юридического – от 70 000 до 100 000 рублей.
За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей, для юридического лица – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет.
В соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1–3 статьи 5.27, частями 1–4 статьи 5.27.1, а также статьями 5.28–5.34 (носят характер трудового спора) частью 1 статьи 14.54, статьей 15.34 рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (смотрите подробнее статью 356 ТК РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда вправе:
– главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
– главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
– главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
– руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
– руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
– начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.
Обратите внимание, что указанные лица имеют те же полномочия для целей рассмотрения дел об административных правонарушениях, что и Федеральная инспекция труда, а осуществляют их непосредственно от ее имени.
Приказом Федерального агентства по труду и занятости от 10 апреля 2006 года № 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю над соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – Перечень должностных лиц).
Согласно Перечню должностных лиц, вправе составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), частью 1 статьи 19.4 и статьей 19.7 КоАП РФ:
– руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
– начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместители;
– начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
– руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
– начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
– главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
По административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности):
– руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
– начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;
– начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
– руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по вопросам охраны труда;
– начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
– главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
– государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
Обратите внимание, что в приведенных списках такое право делегировано определенным должностным лицам в субъектах Российской Федерации.