Открытая общественная правовая информационная система

Порядок проведения расследования несчастных случаев

Обязательное расследование несчастных случаев на производстве предусмотрено статьями 227–231 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен статьей 229.2 ТК РФ, а также Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73.

В случае получения работником травмы или иного повреждения здоровья работодатель (его представитель) на основании статьи 228 ТК РФ обязан:

– немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

– сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

– немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственников пострадавшего;

– принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" ТК РФ.

При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) согласно статье 228.1 ТК РФ в течение суток обязан сообщить о происшедшем несчастном случае в:

– в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

– орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

– работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;

– в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

– исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Кроме того, о таком несчастном случае работодатель обязан направить в течение суток извещение в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.

О несчастном случае, произошедшем у работодателя – физического лица, последний должен сообщить в:

– соответствующую государственную инспекцию труда;

– прокуратуру по месту нахождения работодателя – физического лица;

– орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу;

– страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

Статья 229.2 ТК РФ, как уже говорилось ранее, определяет порядок расследования несчастных случаев.

В каждом случае расследования несчастного случая комиссия (а в предусмотренных ТК РФ случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности – объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обязан:

– выполнять технические расчеты, проводить лабораторные исследования, испытания, другие экспертные работы и привлекать в этих целях специалистов-экспертов;

– фотографировать места происшествия и поврежденные объекты, составлять планы, эскизы, схемы;

– предоставлять транспорт, служебные помещения, средства связи, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, необходимые для проведения расследования.

Для расследования несчастного случая на производстве в соответствии со статьей 229.2 ТК РФ подготавливаются следующие документы:

– приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

– планы, эскизы, схемы, а при необходимости фото- и видеоматериалы места происшествия;

– документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

– выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;

– протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших.

Форма протокола (форма 6) утверждена постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73. В протоколе следует отразить, изменилась ли обстановка или состояние места происшествия на момент осмотра. Обстановка несчастного случая позволяет оценить обстоятельства произошедшего и установить причины. Кроме того, должно быть конкретно и обстоятельно описано место, где произошел несчастный случай. Также, если со стороны лиц, участвующих в осмотре места несчастного случая, поступают какие-либо заявления о несогласии с выводами комиссии по оценке места происшествия, то в протоколе делается отметка о наличии таких заявлений с указанием заявителя.

Протокол должен быть подписан всеми лицами, участвующими в осмотре, а также пострадавшим или его представителем (в случае смерти – иждивенцем). Замечания к оформлению протокола, если они имеются у кого-либо, вносятся в протокол. В протоколе в обязательном порядке должна быть указана дата его составления;

– экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

– медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Медицинское заключение позволяет установить характер полученных повреждений здоровья, степень тяжести полученного работником повреждения здоровья.

Форма заключения приведена в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 года № 275. Заключение выдается медицинской организацией, куда обратился за помощью пострадавший, незамедлительно после поступления запроса организации.

Отметим, что в левом верхнем углу заключения обязательно должен стоять штамп медицинской организации с ее полным наименованием и адресом. Заключение обязательно должно быть подписано заведующим отделением или главным врачом и лечащим врачом, должна быть также указана дата его выдачи, и стоять оттиск круглой печати медицинской организации;

– копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

– выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

– другие документы по усмотрению комиссии.

Указанный перечень документов является открытым, то есть комиссия или государственный инспектор труда вправе в зависимости от обстоятельств произошедшего несчастного случая устанавливать конкретный состав документов, подлежащих предоставлению и оформлению работодателем.

Приведенные выше документы оформляются независимо от того, является произошедший с работником несчастный случай легким или признан тяжелым.

На основании собранных документов и материалов комиссия или государственный инспектор труда устанавливают следующие имеющие существенное значение факты:

– наличие и характер трудовых отношений между пострадавшим и работодателем, на производстве у которого произошел несчастный случай;

– причины несчастного случая;

– обстоятельства произошедшего несчастного случая;

– были ли действия пострадавшего связаны с выполнением трудовых обязанностей в момент повреждения им здоровья;

– лиц, виновных в допущении нарушений охраны труда и техники безопасности;

– степень повреждения здоровья пострадавшим;

– последствия несчастного случая.

Также в статье 229.2 ТК РФ определено, что в установленном порядке по решению комиссии (государственного инспектора труда) в зависимости от конкретных обстоятельств могут расследоваться несчастные случаи, не связанные с производством:

– смерть из-за общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;

– смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;

– несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией может быть установлено, что грубая неосторожность человека содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае следует определить степень вины застрахованного лица в процентах.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 21 сентября 2011 года № 1065н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее – Административный регламент).

Административный регламент определяет порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости (далее – Роструд) и ее территориальными органами – государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее также – территориальные органы Роструда) мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур), а также порядок взаимодействия с организациями при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Предметом осуществляемого уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав (пункт 7 Административного регламента).

Результатом исполнения государственной функции являются проведенные уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением работодателями обязательных требований в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований, устранения их последствий и реализации мер по предупреждению аналогичных правонарушений (пункт 10 Административного регламента).

Юридическим фактом, которым заканчивается исполнение государственной функции в отношении конкретного работодателя, является вручение уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) акта проверки соблюдения обязательных требований.

Продолжительность каждой проверки, осуществляемой в рамках исполнения государственной функции, не должна превышать двадцати рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год (пункт 24 Административного регламента).

Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается по каждому филиалу (представительству) юридического лица.

Исполнение государственной функции осуществляется путем последовательного выполнения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов следующих действий, направленных на обеспечение федерального государственного надзора за реализацией работодателями – юридическими и физическими лицами обязательных требований, связанных с соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (пункт 26 Административного регламента).

Контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, принятием решений уполномоченными работниками Роструда и его территориальных органов по исполнению Административного регламента осуществляется руководителем Роструда, заместителем руководителя Роструда, а также иными уполномоченными должностными лицами Роструда по решению руководителя Роструда (пункт 78 Административного регламента).

Текущий контроль за надлежащим исполнением требований Административного регламента работниками Роструда и его территориальных органов осуществляется соответственно руководителем Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда и его заместителями или руководителями территориальных органов и их заместителями.

Контроль за исполнением государственной функции осуществляется путем проведения (пункт 80 Административного регламента):

– плановых проверок соблюдения и исполнения работниками Роструда и его территориальных органов положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции;

– внеплановых проверок соблюдения и исполнения работниками Роструда и его территориальных органов положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции, в связи с заявлениями и обращениями граждан и организаций.

Уполномоченные работники Роструда и его территориальных органов, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований Административного регламента, привлекаются к дисциплинарной ответственности, а также несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами (пункт 83 Административного регламента).

Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

Иногда возникают ситуации, в результате которых происходят несчастные случаи на производстве. При их возникновении работодатель обязан выполнить комплекс мероприятий по предотвращению развития последствий несчастного случая и по расследованию происшествия. В предусмотренных законом случаях расследование несчастных случаев проводится государственными инспекторами труда независимо от срока их давности. Подробнее об этом в представленном материале.

Прежде чем определиться с вопросами, которые возникают у инспекторов труда при проведении контрольных мероприятий, связанных с правильностью расследования и учета работодателем несчастных случаев на производстве, необходимо определить понятие несчастного случая на производстве, а также круг лиц, к которым применимо понятие несчастный случай, и перечень ситуаций, которые могут подпадать под указанную категорию. Исчерпывающий перечень положений, определяющих все вышеперечисленные моменты, содержит статья 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В соответствии со статьей 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:

– работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

– обучающиеся, проходящие производственную практику;

– лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

– лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

– лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;

– члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

Также огромное значение для определения несчастного случая на производстве имеет место и обстоятельства случившегося несчастного случая. Несчастный случай будет считаться случившимся на производстве и подлежащим расследованию и учету в случае, если указанные события произошли:

– в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

– при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

– при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

– при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

– при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

– при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, перечисленные выше, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.

При проведении проверки правильности расследования и учета несчастного случая на производстве инспектор труда в обязательном порядке должен проверить в полном ли объеме выполнены работодателем возложенные на него обязанности.

Прежде всего, была ли немедленно организована первая помощь пострадавшему. В зависимости от конкретных обстоятельств возможно как оказание первой помощи силами и средствами работодателя, так и доставка пострадавшего в медицинскую организацию. Кроме того, работодатель обязан немедленно после оказания первой помощи пострадавшему или по возможности одновременно с этим принять все меры для предотвращения развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

После выполнения указанных действий работодатель обязан:

– до начала расследования несчастного случая сохранить обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

– немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственников пострадавшего.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно обязан образовать комиссию в составе не менее трех человек.

Согласно статье 229 ТК РФ в состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, – должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Инспектор труда при проведении проверки в случае, если специалисты инспекции труда не были привлечены в качестве членов комиссии, в обязательном порядке должен потребовать приказ о создании такой комиссии. В данном случае будет проведена проверка правильности формирования такой комиссии, поскольку в зависимости от значительности несчастного случая на производстве, его последствий, в состав комиссии должны быть включены представители различных структур.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии должны быть включены государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

При проведении проверки инспектор труда в обязательном порядке проверяет соблюдение работодателем прав пострадавшего, а также его законного представителя или иного доверенного лица, которые имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней (статья 229.1 ТК РФ). Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

Статья 229.2 ТК РФ предусматривает порядок проведения расследования несчастных случаев. Инспектор труда обязан проверить строгое соответствие действий работодателя положениям указанной статьи (опрошены очевидцы происшествия, лица, допустившие нарушения требований охраны труда, работодатель (его представитель) и по возможности – пострадавший). Показания указанных лиц оформляются в письменной форме, должны быть подписаны лицом, дающим такие показания, а также лицами, в присутствии которых такие показания даны, – члены комиссии или инспектор труда в случае, если в соответствии с ТК РФ государственный инспектор труда самостоятельно проводит расследование несчастного случая, выявляет и опрашивает очевидцев происшествия.

В соответствии с ТК РФ работодатель должен максимально содействовать быстроте и эффективности расследования, в связи с чем, законодателем возложены на него строго определенные обязанности, выполнение которых также может быть проверено государственным инспектором труда. По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

– выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

– фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

– предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

На протяжении всего периода расследования формируются материалы расследования. Инспектор труда вправе проверить полноту собранных материалов и правильность их составления. В связи с этим необходимо учитывать, что материалы расследования несчастного случая должны включать:

– приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

– планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости – фото– и видеоматериалы;

– документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

– выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;

– протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

– экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;

– медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

– выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

– другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных ТК РФ случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Как уже указывалось выше, в ряде случаев государственный инспектор труда обязан самостоятельно провести расследование несчастного случая на производстве.

В статье 229.3 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень таких случаев, а именно:

– при выявлении сокрытого несчастного случая;

– поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

– при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

В указанных случаях государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями ТК РФ независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.

В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

В соответствии с требованиями статьи 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

В случае, если возникли разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом – лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае, действия лиц, участвовавших в расследовании несчастного случая на производстве, могут быть обжалованы в государственную инспекцию труда.

А в случае несогласия с решением, вынесенным государственной инспекцией труда, указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке. В этих случаях согласно статье 231 ТК РФ подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту