Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
18068
Итак, в целях защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (членов семьи погибших), выявления лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а также разработки мер по устранению причин производственного травматизма Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлена необходимость расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В частности, результаты расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также членам семей погибших работников на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний либо в гражданско-правовом порядке за счет причинителя вреда.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве предусмотрен ТК РФ (статьи 227 – 231 ТК РФ) и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтрудсоцразвития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73.
При расследовании, оформлении и учете несчастных случаев на производстве возможны разногласия. Статьей 231 ТК РФ предусмотрен следующий порядок разрешения данных разногласий:
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом – лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.
Иными словами, статьей 231 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень органов, которым предоставлено право рассмотрения разногласий, связанных с:
– расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве;
– непризнанием работодателем (его представителем) факта несчастного случая;
– отказом в проведении расследования и составлении соответствующего акта;
– несогласием самого пострадавшего и лиц, выступающих на стороне пострадавшего, с содержанием акта о несчастном случае.
Это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальные органы, чьи решения могут быть обжалованы в суде.
В случае несогласия с решением государственного инспектора труда по вопросам квалификации, расследования, оформления несчастного случая, это решение может быть обжаловано. Жалоба может быть подана руководителю государственной инспекции труда, а также в орган власти, осуществляющий надзор в сфере соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, чьи решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
Но пока эти решения не отменены либо не приостановлены до рассмотрения вопроса по существу по решению суда или руководителя государственной инспекции труда, никто не освобождает работодателя от обязанности их исполнения.
Решение государственного инспектора труда либо органа власти, осуществляющего надзор в сфере соблюдения трудового законодательства, может быть обжаловано в суде общей юрисдикции по месту нахождения государственной инспекции труда либо этого органа.
При возникновении разногласий между членами комиссии, проводящей расследование несчастного случая, решение принимается большинством голосов, а члены комиссии, не согласные с изложенной точкой зрения, могут изложить письменно свое особое мнение с приобщением его к материалам расследования.
После завершения расследования несчастного случая материалы по расследованию, в том числе и особое мнение членов комиссии, представляются для ознакомления руководителю организации, организовавшей комиссию, который принимает решение, воспользоваться или нет в соответствии со статьей 231 ТК РФ своим правом по обжалованию выводов комиссии.
Выводы комиссии могут быть обжалованы как лицами, имеющими непосредственное отношение к расследованию – это согласно статье 229 ТК РФ лица, имеющие непосредственное отношение к пострадавшему (лица, состоявшие на иждивении погибшего в результате несчастного случая на производстве, либо лица, состоявшие с ним в близком родстве или свойстве, а также законный представитель или иное доверенное лицо), так и органами, имеющими непосредственное отношение к процедурам расследования (статья 229 ТК РФ – перечень лиц и органов).
Правом обжалования выводов комиссии по несчастному случаю обладают лица, имеющие непосредственное отношение к пострадавшему, либо организации, имеющие непосредственное отношение к процедурам расследования.
Разногласия при расследовании профзаболеваний рассматриваются в ином (специально предусмотренном) порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" представитель страховщика имеет право принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, являющихся страховыми.
Также страховщик обладает правом при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Экспертиза страхового случая может быть проведена страховщиком по материалам уже проведенного расследования несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным лицом, при возникновении разногласий между страховщиком, страхователем или комиссией по поводу того, является ли этот несчастный случай страховым или нет.
Методические рекомендации о порядке назначения и проведения страховщиком экспертизы страхового случая содержатся в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 3 июля 2001 года № 02-18/07-4808 "О направлении Методических рекомендаций о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации экспертизы страхового случая".