Специальная оценка условий труда
7954
Прежде следует напомнить, что в 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в ТК РФ, где само понятие аттестация рабочих мест теперь отсутствует.
Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ). В статье 3 данного закона говорится, что специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ специальную оценку не нужно проводить в отношении условий труда:
– надомников,
– дистанционных работников,
– работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.
Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется:
– федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
– законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Это следует из статьи 212 ТК РФ и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ.
Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям статьи 19 закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Методику проведения специальной оценки утверждает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.
Для организации и проведения специальной оценки работодатель должен:
– организовать комиссию по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным,
– утвердить график проведения специальной оценки.
В состав комиссии включаются представители:
– работодателя (в том числе специалист по охране труда),
– выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии).
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Если специальную оценку проводит работодатель, относящийся к субъектом малого предпринимательства, то согласно пункту 3 статьи 9 Закона № 426-ФЗ в состав комиссии включаются:
– работодатель – ИП (лично);
– руководитель организации;
– другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда);
– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель
В пункте 5 статьи 9 Закона № 426-ФЗ отмечено, что до начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:
– расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
– оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.
На которых работники:
– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени.
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В отношении таких рабочих мест специальная оценка проводится с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом по согласованию с министерствами и ведомствами, к которым относятся соответствующие виды деятельности.
Эксперт организации, проводящий специальную оценку, должен идентифицировать потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах. Результаты идентификации утверждаются комиссией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона № 426-ФЗ при осуществлении на рабочих местах такой идентификации должны учитываться:
– производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников.
– результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований и измерений опасных производственных факторов.
– случаи производственного травматизма, установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте опасных производственных факторов.
– предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально опасных производственных факторов.
В случае если вредные, опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных, опасных производственных факторов не проводятся.
Если опасные факторы на рабочем месте идентифицированы, то комиссия принимает решение о проведении исследований, испытаний и измерений данных опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 Закона № 426-ФЗ.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест:
– работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными, опасными условиями труда;
– на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные, опасные условия труда.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (пункт 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Федеральная инспекция труда обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций в порядке, установленном Министерством труда.
Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (пункт 4 статьи 11 Закона № 426-ФЗ).
Если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Решение о прекращении действия декларации принимается Федеральной инспекцией труда, о чем в срок не позднее чем в течение 10 календарных дней со дня наступления несчастного случая делается соответствующая запись в реестре деклараций.
По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
На основании пункта 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении.
В отчет включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений, при наличии такого решения;
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключение эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Форма отчета о проведении специальной оценки и инструкция по ее заполнению утверждаются Министерством труда.
Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные специальной оценки необходимо разместить на официальном сайте организации (при его наличии).
Также следует отметить, что в настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены пунктом 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в следующих размерах:
– для должностных лиц – от 1 000 рублей до 5 000 рублей (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
– для ИП – от 1 000 рублей до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– для юридических лиц – от 30 000 рублей до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отметим, что в связи с принятием Закона № 426-ФЗ был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 421-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Закона № 421-ФЗ с 1 января 2015 года вступит в силу новая редакция КоАП РФ, согласно которой за непроведение спецоценки, а также за нарушение правил ее проведения на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 рублей до 80 000 рублей, на ИП – от 5 000 рублей до 10 000 рублей в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП РФ.
КоАП РФ также пополнится статьей 14.54 – Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.
Согласно положениям пункта 1 данной статьи нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 20 000 рублей до 30 000 рублей;
– на юридических лиц – от 70 000 рублей до 100 000 рублей.
Повторное правонарушение влечет наложение штрафа:
– на должностных лиц – в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей (или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет);
– на юридических лиц – в размере от 100 000 рублей до 200 000 рублей (или приостановить деятельность на срок до девяноста суток).