7.7. Нужно ли применять ККТ нотариусам и адвокатам?
13806
Согласно письмам МНС России от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285 и от 25 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ нотариусы могут не применять ККТ как при расчетах с организациями, так и при расчетах с населением. Более того, нотариусам не надо применять и бланки строгой отчетности. Дело в том, что эти бланки в ряде случаев заменяют кассовые аппараты. А нотариусы вообще не обязаны применять кассовые машины, а значит, и заменять их чем-то тоже не надо. На вышеуказанные письма ссылаются и в более поздних разъяснениях (к примеру, письмо УФНС по г. Москве от 2 сентября 2008 г. № 22-12/083064).
Свои выводы специалисты Минфина и налогового ведомства основывают на нормах Основ законодательства РФ "О нотариате" от 11 февраля 1993 г. № 4462-1. Согласно этому документу нотариальные действия могут совершать как государственные, так и частные нотариусы. При этом за услуги государственных нотариусов взимается государственная пошлина. Она уплачивается в рублях в банки наличными деньгами на основании квитанции по форме ПД-4сб (сбор) или путем перечисления сумм государственной пошлины с расчетного счета плательщика через банки. Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. В реестре для регистрации нотариальных действий указываются сумма внесенной пошлины и номер банковского документа. Таким образом, государственные нотариусы ККТ не применяют.
Кроме того, официальные органы также обращали внимание, что положения ст. 2 Закона № 54-ФЗ на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий, не распространяются, так как деятельность нотариусов не является предпринимательской. Следовательно, нотариусы не обязаны применять контрольно-кассовую технику при оплате нотариальных услуг (письмо УФНС РФ по г. Москве от 8 апреля 2011 г. № 17-26/034104).
Частные нотариусы за свои услуги взимают плату по тарифам, которые соответствуют размерам государственной пошлины. То есть фактически нотариальные действия частных нотариусов оплачиваются в том же размере, что и государственных нотариусов. Согласно Основам законодательства РФ "О нотариате" частные нотариусы имеют равные права с нотариусами, работающими в государственных конторах. Поэтому использовать ККМ частному нотариусу при получении оплаты за оказание нотариальных услуг не нужно. Чтобы оформить приход наличных денег, нотариусам достаточно составить первичный документ – реестр регистрации нотариальных действий. В нем необходимо указать размер тарифа и то действие, за которое он взимается. Кроме того, он должен содержать все реквизиты, которые предусмотрены ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
Аналогичные выводы могут быть сделаны и в отношении адвокатов. Например, УФНС РФ по г. Москве в письме от 20 февраля 2012 г. № 17-15/14453 также обращал внимание на то, что нормы Закона № 54-ФЗ применяются при осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность не является предпринимательской. Целью этой деятельности является защита прав, свобод и интересов юридических и физических лиц, в связи с чем ее результаты не могут расцениваться как продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг.
За оказанную юридическую помощь адвокат получает вознаграждение на условиях соглашения, заключенного между ним и доверителем.
В целях реализации п. 6 ст. 25 Закона № 63-ФЗ (в части обязательного внесения в кассу адвокатского образования вознаграждения, выплачиваемого адвокату доверителем, и (или) компенсации адвокату расходов, связанных с исполнением поручения) адвокатские образования должны оформлять кассовые операции по приходным кассовым ордерам по форме 0310001.
Таким образом, оформление кассовых операций в адвокатских образованиях при приеме в кассу адвокатского образования вознаграждения, выплачиваемого адвокату, и (или) компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, производится по приходным кассовым ордерам с указанием назначения вносимых средств и с выдачей квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающей прием наличных денег.