12.8. Порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
2856
Для того чтобы рассчитать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, необходимо определить:
– средний дневной заработок работницы;
– размер дневного пособия, который устанавливается в процентном выражении к среднему заработку. Данный показатель зависит от страхового стажа работницы;
– количество календарных дней периода временной нетрудоспособности или периода, на который приходится на период отпуска по беременности и родам работницы. Данный показатель определяется на основании листка нетрудоспособности.
Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
С 1 января 2013 года установлен особый порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Так, средний дневной заработок для исчисления указанных пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.
Указанное следует из ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
То есть при определении размера пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком средний заработок понадобится делить не на 730, а на число календарных дней в двух календарных годах, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
При этом ФСС РФ в информации "Об изменениях, внесенных в федеральное законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://fss.ru/ по состоянию на 17 января 2013 года) обратила внимание, что при определении среднего дневного заработка количество календарных дней расчетного периода определяется с учетом особенности високосного года, который составляет 366 календарных дней.
Таким образом расчетный период может составлять:
а) 730 календарных дней;
б) 731 календарный день в случае, если один год расчетного периода високосный;
в) 732 календарных дня в случае замены календарных годов (календарного года), предусмотренных законодательством, на високосный год (високосные годы).
Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.
В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей (ч. 3.2, введенный в ст. 14 Закона № 255-ФЗ Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Отметим, что указанные изменения коснулись только порядка определения среднего дневного заработка для исчисления размера пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.
Эти изменения не коснулись порядка определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности. То есть средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730.
Обратим внимание, что средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен учитываться, в том числе и за время работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица у другого страхователя (других страхователей) (например, когда в течение расчетного периода застрахованное лицо уволилось с одной работы и было принято на другую работу).
То есть сумма среднего заработка для каждого календарного года расчетного периода в целях расчета пособия ограничена. Она не может превышать размера базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на соответствующий календарный год (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Следовательно, размер пособия ограничен определенным пределом.
Так, база для начисления страховых взносов:
– с 2010 года составляла 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
– с 1 января 2011 года составляла в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом (с учетом ее индексации) (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г."). Ограничение предельной величины страховых взносов в размере 463 000 руб. можно было применять лишь в 2012 года, когда в расчете пособия по временной нетрудоспособности будут участвовать выплаты 2010 и 2011 годов;
– с 1 января 2012 года составляли в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 рублей нарастающим итогом (с учетом ее индексации) (постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.");
– с 1 января 2013 года – составляла в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 рублей нарастающим итогом (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.");
– с 1 января 2014 года – составляла в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 000 рублей нарастающим итогом (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 года № 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.");
– с 1 января 2015 года составляет 670 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 года № 1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.").
Страхователю нужно сравнить заработок работника за календарный год расчетного периода с предельной базой для начисления взносов в текущем году. Для дальнейшего расчета пособия используется наименьшая из этих сумм.
То есть в данном случае речь идет об определении предельной величины пособия, которая ограничена максимальным размером заработка застрахованного лица, из которого в дальнейшем и рассчитывается средний дневной заработок, дневное пособие и итоговая сумма пособия.
Начисляя пособия в 2015 году, нужно брать заработок, облагаемый взносами в ФСС за 2013 и 2014 годы. При этом суммы не могут быть выше 568 000 рублей за 2013 год и 624 000 рублей за 2014 год.
Таким образом, максимальный размер заработка за расчетный период, исходя из которого рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам или по уходу за ребенком, составит 1 192 000 рублей (568 000 рублей + 624 000 рублей).
Предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности (с учетом того, отсутствуют дни, исключаемые из расчетного периода), по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2015 году, составляет 1 632, 87 рублей ((568 000 рублей + 624 000 рублей) / 730).
Застрахованные лица обязаны представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы, на основании которых выплачивается страховое обеспечение (пп. 1 п. 2 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ).
При этом нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статью 1
Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусматривают обязанность работодателя включать в справку о сумме заработка сведения о периодах временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также о периодах освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработка, если на сохраняемый заработок не начислялись страховые взносы в соответствии с Законом № 212-ФЗ.
Приказ Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись" (далее – Приказ Минтруда России № 182н) утвердил:
– форму справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись (далее – Справка);
– порядок выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись (далее – Порядок выдачи справки).
В новой форме справки предусмотрен пункт 4 для указания количества календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись.
Выдача Справки осуществляется в день прекращения работы (службы, иной деятельности) у страхователя, в течение времени выполнения которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При невозможности вручить Справку непосредственно в день прекращения работы (службы, иной деятельности) страхователь направляет застрахованному лицу по адресу его места жительства, известному страхователю, уведомление о необходимости явиться за Справкой либо о даче согласия на отправление ее по почте. В случае согласия застрахованного лица на отправление Справки по почте указанное лицо уведомляет об этом страхователя в письменном виде.
После прекращения работы (службы, иной деятельности) Справка выдается по письменному заявлению застрахованного лица (его законного представителя либо доверенного лица) не позднее трех рабочих дней со дня получения (регистрации) страхователем заявления.
Заявление может подаваться застрахованным лицом лично либо через его законного представителя (доверенное лицо) или направляться по почте. При обращении с заявлением доверенного лица представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия.
Справка заполняется от руки черными или синими чернилами (шариковой ручкой) или с использованием технических средств (компьютера или пишущей машинки). Подчистки и исправления не допускаются.
Сведения, содержащиеся в Справке, заполняются на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страхователя.
Заполненная Справка удостоверяется печатью организации (круглой). Подпись не должна закрываться печатью. Печать проставляется в отведенном месте ("Место печати страхователя") в нижнем левом углу Справки.
Указанное следует из Порядка выдачи справки.