14.1. Условия, необходимые для перехода на УСН и последующего ее применения
3536
Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ее применение регулируется главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму) предприниматели осуществляют добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену целого ряда налогов одним, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Какие же налоги не подлежат уплате предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.
Так, применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
а) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 Налогового кодекса РФ);
б) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов), направляет Перечень объектов в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает Перечень объектов на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети Интернет.
В Перечень объектов в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в отношении недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, подлежащего налогообложению по кадастровой стоимости и включенного в перечень административно-деловых и торговых центров, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц (письмо Минфина России от 13 марта 2015 года № 03-11-11/13667).
Помимо вышеуказанного, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, для них сохраняется обязанность уплаты некоторых видов налогов в качестве налогового агента, некоторых видов налогов и сборов, освобождение от уплаты которых не предусмотрено п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, а также действующий порядок представления статистической отчетности, ведения кассовых операций.
Так, индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, должен исполнять обязанности налогового агента по НДС в случаях (в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ):
– приобретения на территории России товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в России на налоговом учете;
– аренды федерального, муниципального имущества или имущества субъектов РФ у органов государственной власти и местного самоуправления;
– покупки государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (учреждениями), составляющего государственную (муниципальную) казну России (казну субъекта РФ или муниципального образования);
– реализации имущества по решению суда, конфискованного и бесхозного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования;
– реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, которые не состоят в России на налоговом учете;
– если организация является собственником судна, которое по истечении 45 дней после перехода права собственности на него к организации не зарегистрировано в Российском международном реестре судов.
Также индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, не освобождается от обязанности по уплате НДФЛ в качестве налогового агента. Согласно п.п. 4, 9 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и уплата сумм данного налога за счет налоговых агентов не допускается.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ).
Также индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, должен исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль при выплате дивидендов другим организациям.
Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, продолжает оставаться плательщиком следующих налогов (сборов, обязательных платежей):
– сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– госпошлины;
– водного налога;
– транспортного налога;
– земельного налога;
– взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");
– взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");
– экологических платежей (платы за негативное воздействие на окружающую среду) в случае, если деятельность организации связана с природопользованием (п. 1 порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Также индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, должен уплачивать единый налог на вмененный доход, в случае если по отдельным видам деятельности индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, переведен по другим видам предпринимательской деятельности на спецрежим в виде ЕНВД.
14.1. Условия, необходимые для перехода на УСН
и последующего ее применения
Как мы уже отмечали, глава 26.2 Налогового кодекса РФ также определяет, что индивидуальные предприниматели переходят на упрощенную систему налогообложения или возвращаются к общей системе налогообложения на добровольной основе. Вместе с тем добровольный порядок перехода на упрощенную систему ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели не вправе применять упрощенную систему налогообложения, и, соответственно, не признаются плательщиками "упрощенного" налога.
Обратим внимание на положение п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, согласно которому организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9-ти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 45 млн. рублей.
В указанной норме речь идет только о налогоплательщиках – организациях. В связи с этим положения п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ на индивидуальных предпринимателей не распространяются.
Таким образом, в целях перехода на применение УСН размер доходов налогоплательщика – индивидуального предпринимателя значения не имеет (письмо Минфина России от 1 марта 2013 года № 03-11-09/6114).
Не могут применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, перечисленные в пп. 8, 13, 15, 19 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований не могут применять УСН.
Так, перейти на упрощенную систему налогообложения не могут индивидуальные предприниматели, которые:
1. Занимаются производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ установлено, что подакцизными товарами признаются:
1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе – этиловый спирт);
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением следующей алкогольной продукции – водки, ликероводочных изделий, коньяков, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, иных напитков с объемной долей этилового спирта более 0,5% (за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации);
3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;
4) табачная продукция;
5) автомобили легковые;
6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин;
11) топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия;
12) бензол, параксилол, ортоксилол;
13) авиационный керосин;
14) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).
2. Применяют систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ.
В целях главы 26.1 Налогового кодекса РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
3. Средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Тут надо обратить внимание на следующие моменты.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с Главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников о отношению к таким индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Для того чтобы рассчитать среднюю численность работников, нужно воспользоваться методикой расчета, описываемой Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (далее – Указания по заполнению форм статистического наблюдения), утвержденными Приказом Росстата от 28 октября 2013 года № 428.
Средняя численность работников рассчитывается следующим образом (п. 77 Указаний по заполнению форм статистического наблюдения):
средняя численность работников = среднесписочная численность работников, с которыми заключен трудовой договор (кроме внешних совместителей) + средняя численность внешних совместителей + Средняя численность работников, с которыми заключен гражданско-правовой договор
Средняя численность работников, ограничивающая право на применение УСН, определяется в соответствии с п. п. 77–83 Указаний по заполнению форм статистического наблюдения.
Средняя численность работников включает:
– среднесписочную численность работников;
– среднюю численность внешних совместителей;
– среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля – по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.
Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.
Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.
Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.
В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату.
В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:
а) фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;
б) находившиеся в служебных командировках, если за ними сохраняется заработная плата в данной организации, включая работников, находившихся в краткосрочных служебных командировках за границей;
в) не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
г) не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
д) принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором или штатным расписанием. В списочной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу (см. п. 81.3 Указаний по заполнению форм статистического наблюдения).
К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, в частности: работники в возрасте до 18 лет; работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; женщины, работающие в сельской местности; работники, являющиеся инвалидами I и II групп;
е) принятые на работу с испытательным сроком;
ж) заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом (надомники). В списочной и среднесписочной численности работников надомники учитываются за каждый календарный день как целые единицы;
з) сотрудники, имеющие специальные звания;
и) направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;
к) временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;
л) студенты и учащиеся образовательных учреждений, работающие в организациях в период производственной практики, если они зачислены на рабочие места (должности);
м) обучающиеся в образовательных учреждениях, аспирантурах, находящиеся в учебном отпуске с сохранением полностью или частично заработной платы;
н) обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. 81.1 Указаний по заполнению форм статистического наблюдения);
о) находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством, коллективным договором и трудовым договором, включая находившихся в отпуске с последующим увольнением;
п) имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку времени при суммированном учете рабочего времени;
р) получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;
с) находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком (см. п. 81.1 Указаний по заполнению форм статистического наблюдения);
т) принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);
у) находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы независимо от длительности отпуска;
ф) находившиеся в простоях по инициативе работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;
х) принимавшие участие в забастовках;
ц) работавшие вахтовым методом. Если организации не имеют обособленных подразделений на территории другого субъекта Российской Федерации, где производятся вахтовые работы, то работники, выполнявшие работы вахтовым методом, учитываются в отчете организации, с которой заключены трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера;
ч) иностранные граждане, работавшие в организациях, расположенных на территории России;
ш) совершившие прогулы;
щ) находившиеся под следствием до решения суда. Не включаются в списочную численность работники:
а) принятые на работу по совместительству из других организаций. Учет внешних совместителей ведется отдельно.
Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица). При этом работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, учитывается один раз по месту основной работы, в фонде заработной платы показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству.
б) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера. Работник, состоящий в списочном составе организации и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы, а начисленная ему заработная плата по трудовому договору и договору гражданско-правового характера – в графе 8 (фонд заработной платы работников списочного состава)
в) привлеченные для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы) и учитываемые в среднесписочной численности работников (см. п. 81.2);
г) переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу;
д) направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии;
е) подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;
ж) собственники данной организации, не получающие заработную плату;
з) члены кооператива, не заключившие трудовых договоров с организацией;
и) адвокаты;
к) военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.
При определении среднесписочной численности работников следует иметь в виду следующее.
Некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам относятся:
– женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;
– работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.
Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
а) исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели, например:
40 часов – на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
36 часов – на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
24 часа – на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
б) затем определяется средняя численность неполностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).
Следует иметь в виду, что работники, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, включая инвалидов, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы.
Лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя, учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.
Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.
Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за период с начала года, то есть соответственно на 2, 3, 4 и т.д.
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Среднесписочная численность работников в организациях, работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь созданных, имеющих сезонный характер производства), определяется путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы, на общее число календарных дней в отчетном месяце.
Организации, временно приостановившие работу по причинам производственно-экономического характера, определяют среднесписочную численность работников на общих основаниях.
Если организация работала неполный квартал, то среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за месяцы работы в отчетном квартале и деления полученной суммы на 3.
Если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12.
Работники, состоящие в списочном составе организации, привлеченные на общественные работы или работы временного характера на условиях внутреннего совместительства (в связи с мерами, принятыми по снижению напряженности на рынке труда), учитываются в среднесписочной численности один раз по месту основной работы, в фонде заработной платы показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда на общественных работах, в численности отработанных человеко-часов – часы работы этих работников с учетом часов работы на общественных работах.
Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (см. п. 81.3 Указаний по заполнению форм статистического наблюдения).
В связи с тем, что при заполнении сведений о средней численности внешних совместителей по видам деятельности эти сведения могут составлять незначительную величину, то допускается заполнение этой графы с одним десятичным знаком.
Средняя численность внешних совместителей за период с начала года и год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного периода.
Средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия этого договора независимо от срока выплаты вознаграждения. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.
Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного периода.
Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, то он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (см. примечание к п. 80 б Указаний по заполнению форм статистического наблюдения).
В случае заключения договора гражданско-правового характера между организацией и учебным заведением о прохождении учащимися общеобразовательных учреждений производственной практики в организации в отчет организации включаются данные о численности и заработной плате учащихся независимо от того, как начислялась заработная плата – непосредственно учащимся или перечислялась учебному заведению.
В среднюю численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются: индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, заключившие с организацией договор гражданско-правового характера и получившие вознаграждение за выполненные работы и оказанные услуги; лица несписочного состава, не имеющие с организацией договоров гражданско-правового характера; лица, с которыми заключены авторские договоры на передачу имущественных прав.
4. не уведомили о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ. Указанное следует из пп. 19 п. 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Относительно условий о размере доходов и остаточной стоимости основных средств, ограничивающих право налогоплательщика на начало применение УСН отметим следующее.
Так, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
Вышеуказанное следует из пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. Отметим, что в данном случае речь идет только об организациях.
Однако в соответствии с п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3, п. 4 ст. 346.12
Налогового кодекса РФ и п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
А если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ и с пп. 1, пп. 3 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ, не превысили 60 млн руб. и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3, п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ и п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде (п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Из анализа положений п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ и п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, в частности, если он допустил несоответствие ряду вышеуказанных требований, в число которых входит несоответствие требованиям пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ об остаточной стоимости основных средств, которая не должна превысить 100 млн руб. Если несоответствия этим требованиям допущено не было, то налогоплательщик может и дальше применять УСН.
Но выше мы указали, что в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ речь не идет об индивидуальных предпринимателях, в нем указаны только организации.
В связи с изложенным может возникнуть вопрос: должен ли индивидуальный предприниматель в целях продолжения применения УСН соблюдать ограничение, предусмотренное пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.
По данному вопросу Минфин РФ выпустил разъясняющее письмо от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9. В нем, по мнению Минфина РФ, определение остаточной стоимости основных средств индивидуальным предпринимателем в целях п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ должно производиться по правилам, установленным пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ для организаций. При этом должны учитываться основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса РФ.
До 1 января 2013 г. в соответствии с Налоговым кодексом РФ индивидуальным предпринимателям следовало соблюдать вышеуказанное ограничение, предусмотренное пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, с учетом остаточной стоимости нематериальных активов.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения (п. 7 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, применять УСН с объектом налогообложения "доходы" не могут налогоплательщики, которые стали участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности") или договора доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ), так как в соответствии с п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В том случае, если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, стал в течение налогового периода участником договора о совместной деятельности, то он на основании положений п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ считается утратившим право на применение указанного специального налогового режима с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие (письмо Минфина России от 30 мая 2012 г. № 03-11-06/2/73).
Согласно п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.