Открытая общественная правовая информационная система

15.1. Основные элементы патентной системы налогообложения

С 2013 года ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ, которая предусматривала особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента, утратила силу.

Вместо нее с 1 января 2013 года вступила в силу Глава 26.5 Налогового кодекса РФ "Патентная система налогообложения". Она была введена в ч. 2 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 94-ФЗ).

15.1. Основные элементы патентной системы налогообложения

Патентная система налогообложения применяется на основании Главы 26.5, специально введенной Законом № 94-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса РФ.

Патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Для того, чтобы Патентная система налогообложения могла применяться на территории г. Москвы был принят Закон г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 "О патентной системе налогообложения". Этим законом на территории города Москвы была введена в действие патентная система налогообложения и установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности.

На территории Московской области патентная система налогообложения введена в действие с 1 января 2013 г. согласно Закону Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Московской области".

На территории Ленинградской области патентная система налогообложения была введена Областным законом Ленинградской области от 7 ноября 2012 г.

№ 80-оз "О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области".

Патентная система налогообложения является специальным налоговым режимом, который добавлен в перечень специальных налоговых режимов, перечисленных в п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ наряду с ЕНВД, УСН, ЕСХН.

Таким образом, патентная система налогообложения является не разновидностью какого-либо другого налогового специального режима, а является самостоятельным налоговым режимом.

Как указывали официальные органы государственной власти в своих разъясняющих письмах, упрощенная система налогообложения на основе патента, предусмотренная статьей 346.25.1 Налогового кодекса РФ, являлась разновидностью упрощенной системы налогообложения, применение которой регулируется Главой 26.2 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 31 октября 2012 г. № 03-11-09/87, письмо ФНС РФ от 19 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/19428@).

Как указал Минфин РФ в Информационном сообщении "Об изменениях в специальных налоговых режимах", основным содержанием Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" является дополнение перечня специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 ч. 1 Налогового кодекса РФ) специальным налоговым режимом "Патентная система налогообложения", применение которого установлено новой Главой 26.5, введенной в ч. 2 Налогового кодекса РФ.

Главой 26.5 Налогового кодекса РФ "Патентная система налогообложения" введены новые понятия, которые не были установлены ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ для системы налогообложения в виде УСН на основе патента.

Так, в Главе 26.5 Налогового кодекса РФ появились понятия:

– объекта налогообложения;

– налоговой базы;

– налоговой ставки.

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации. Указанное следует из положений ст. 346.47 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн. рублей, если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

Указанный максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 9 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ).

Установленный на календарный год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 346.48 Налогового кодекса РФ).

На основании п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития (Минэкономразвития России), в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежит официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором устанавливается коэффициент-дефлятор.

Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 года № 685 в целях применения Главы 26.5 Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор на 2015 год установлен в размере 1,147.

С учетом изложенного на 2015 год размер потенциально возможного дохода должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации в отношении всех видов предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках главы 26.5 Кодекса, в пределах максимального размеров с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на 2015 год, то есть максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не должен превышать 1 147 000 руб. (1 млн. руб. x на 1,147), если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ субъекты Российской Федерации вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:

не более чем в 3 раза – по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 п. 2 данной статьи п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

не более чем в 5 раз – по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 000 000 человек;

не более чем в 10 раз – по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп 19, 45 – 47 п. 2 данной статьи п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

Если законодательным актом субъекта Российской Федерации установлено, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в 2015 году применяется с учетом утвержденного коэффициента-дефлятора, то налоговые органы при исчислении налога учитывают потенциальный доход с учетом индексации.

В случае, если законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по указанным видам деятельности не был увеличен на коэффициент-дефлятор, налоговые органы самостоятельно индексировать размер потенциально возможного дохода для целей исчисления суммы налога при патентной системе налогообложения не вправе (письмо Минфина России от 13 января 2015 года № 03-11-09/69405, направленно для сведения и учета в работе письмом ФНС России от 16 января 2015 года № ГД-4-3/261@).

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с Главой 26.5 Налогового кодекса РФ, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации. Указанное следует из положений ст. 346.48 Налогового кодекса РФ.

Установленный на календарный год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено п. 2 и п. 3 ст. 346.49 Налогового кодекса РФ.

Если на основании п. 5 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент (п. 2 ст. 346.49 Налогового кодекса РФ).

Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 346.49 Налогового кодекса РФ).

Налоговая ставка при применении патентной системы налогообложения устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.50 Налогового кодекса РФ).

При этом согласно п. 2 ст. 346.50 Налогового кодекса РФ законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:

в отношении периодов 2015 – 2016 годов – до 0 %;

в отношении периодов 2017 – 2021 годов – до 4 %.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в данном случае, начиная с календарного года, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

А согласно п. 3 ст. 346.50 Налогового кодекса РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, могут быть предоставлены "налоговые каникулы". То есть законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Такие индивидуальные предприниматели вправе применять налоговую ставку в размере 0 % со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более 2-х налоговых периодов в пределах 2-х календарных лет.

В г. Москве уже принят соответствующий законодательный акт – Закон г. Москвы от 18 марта 2015 года № 10 "Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения" (далее – Закон г. Москвы от 18 марта 2015 года № 10).

Законом г. Москвы от 18 марта 2015 года № 10 для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей после вступления в силу настоящего Закона и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения, на территории города Москвы устанавливаются ставки налогов, уплачиваемых при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения, в размере 0 %.

Право на применение налоговой ставки 0% возникает у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при условии, что средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за налоговый период не превышает 15 человек (п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы от 18 марта 2015 года № 10).

Закон г. Москвы от 18 марта 2015 года № 10 утрачивает свою силу с 1 января 2021 года.

Налог при применении патентной системы налогообложения исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.51 Налогового кодекса РФ).

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки:

1) если патент получен на срок до 6-ти месяцев, – в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) если патент получен на срок от 6-ти месяцев до календарного года:

в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;

в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Налогоплательщики, утратившие в соответствии с п. 3 ст. 346.50 Налогового кодекса РФ право на применение налоговой ставки в размере 0 %, уплачивают налог не позднее срока окончания действия патента.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту