Открытая общественная правовая информационная система

Налог на доходы физических лиц и учетная политика

Налог на доходы физических лиц и учетная политика

Как известно, плательщиками налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) признаются физические лица, которые при получении доходов обязаны с них заплатить соответствующую сумму налога. В силу того, что проконтролировать самостоятельную своевременную уплату НДФЛ каждым налогоплательщиком практически невозможно, государство возлагает обязанность уплаты данного налога на источник выплаты. Таким образом, абсолютно все организации, независимо от отраслевой направленности и ведомственной принадлежности, при выплате доходов физическим лицам (в том числе заработной платы) выступают налоговыми агентами по НДФЛ. Какие аспекты в части уплаты НДФЛ организации – налоговому агенту нужно осветить в своей учетной политике для целей налогообложения (далее – налоговая политика), мы и поговорим далее.

Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется нормами главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Несмотря на то, что сама организация, производящая выплаты физическим лицам не признается плательщиком указанного налога, она выступает налоговым агентом по НДФЛ, в связи с чем, в своей налоговой политике, она должна отразить основные правила, которыми она будет руководствоваться при выполнении обязанностей налогового агента.

В первую очередь, в налоговой политике организации следует отразить свой статус, по которому фирма признается налоговым агентом по НДФЛ. Так в части юридических лиц, налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские фирмы, а также обособленные подразделения иностранных организаций, находящиеся в Российской Федерации (пункт 1 статьи 226 НК РФ). Аналогичные разъяснения на этот счет дают и финансисты в своих письмах от 18 ноября 2009 года № 03-04-06-01/299, от 22 мая 2009 года № 03-04-06-02/38 и других.

Обратите внимание!

Обособленные подразделения иностранных компаний признаются налоговыми агентами по НДФЛ вне зависимости от того считается или нет такая структура постоянным представительством для целей налогообложения прибыли. Такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 18 ноября 2009 года № 03-04-06-01/299.

В том случае если иностранная организация выплачивает доходы физическому лицу не через свое обособленное подразделение, то обязанностей налогового агента по НДФЛ у нее не возникает, что подтверждается письмом ФНС России от 3 сентября 2012 года № ОА-4-13/14633.

Кроме того, российской организации в этом разделе необходимо привести информацию о наличии в структуре компании обособленных подразделений, причем независимо от того выделены ли они на отдельный баланс или нет. Если обособленные подразделения компании находятся на территории одного муниципального образования на территориях подведомственным разным налоговым органам, то в учетной политике следует отметить, используется или нет компанией право постановки на учет в одном обособленном подразделении, выбранном самостоятельно (пункт 4 статьи 83 НК РФ).

Забегая немного вперед, отметим, что использование данного права налоговым агентом влияет на порядок уплаты НДФЛ в бюджет.

Если организация встает на учет по месту нахождения выбранного ею обособленного подразделения, то НДФЛ, удержанный с работников всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования уплачивается в налоговый орган по месту нахождения, так называемого, ответственного подразделения. Об этом говорит и Минфин России в письме от 22 июня 2012 года № 03-04-06/3-174.

Если же данное право компанией не используется, то НДФЛ придется платить по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Аналогичные разъяснения на этот счет в частности приведены в письме ФНС России от 12 марта 2014 года № БС-4-11/4431@, а также в письмах Минфина России от 21 сентября 2011 года № 03-04-06/3-230, и от 9 декабря 2010 года № 03-04-06/3-295.

Отметим, что по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 226 НК РФ, исчисление сумм и уплата НДФЛ производится организацией – налоговым агентом в отношении всех налогооблагаемых доходов физического лица, источником выплаты которых она является. Исключением выступают лишь случаи:

– если физическое лицо, в пользу которого осуществлена выплата "подпадает" под категорию физических лиц, обязанных уплачивать НДФЛ самостоятельно;

– если выплата, произведенная организацией "подпадает" под категорию доходов, при получении которых налог уплачивается физическим лицом самостоятельно;

– если выплата, произведенная организацией, относится к категории доходов, не подлежащих налогообложению.

Во всех иных случаях, у организации, производящей выплаты физическим лицам обязанности налогового агента будут возникать. Причем, источник выплаты дохода значения не имеет, главное, чтобы денежные средства выплачивались за счет самого налогового агента. Поэтому при выплате премий как производственного, так и непроизводственного характера организация обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее у физического лица и перечислить в бюджет. Исчислить сумму налога придется даже в том случае, если премии своим сотрудникам организация выплачивает за счет своего иностранного участника, на это указывает письмо Минфина России от 21 апреля 2008 года № 03-04-06-01/97.

Если же выплаты производимые организацией осуществляются за счет третьих лиц, то, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 11 марта 2009 года № 03-04-06-01/53, у организации, производящей такие выплаты, обязанностей налогового агента не возникает. Аналогичная точка зрения высказана чиновниками и в письме Минфина России от 2 октября 2009 года № 03-04-06-01/252. Такого же мнения придерживается и судебная практика, на что указывает постановление ФАС Московского округа от 3 сентября 2010 года № КА-А40/10021-10 по делу № А40-154850/09-142-1244.

В силу того, что в главе 23 НК РФ это прямо не предусмотрено, организация может в своей налоговой политике предусмотреть положение о том, что с подобных выплат в пользу физических лиц НДФЛ не удерживается.

Отдельно стоит остановиться на таких выплатах как арендные платежи. Практика показывает, что заключение договоров аренды между организацией и физическими лицами, в том числе и своими сотрудниками, не редкость в хозяйственной деятельности субъектов. Так, организация может арендовать у физического лица, в том числе и у своего работника транспорт, компьютер, телефон и так далее. Поэтому у организации, производящей арендные платежи, довольно часто возникают вопросы, должна ли она с таких сумм удерживать НДФЛ или все-таки налог уплачивать должен сам собственник имущества.

Единой точки зрения по данному вопросу не существует. В то же время, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 27 февраля 2013 года № 03-04-06/5601, налог удерживается организацией только в том случае, если физическое – арендодатель не является индивидуальным предпринимателем. О том, что налог с сумм арендной платы уплачивается налоговым агентом, говорят и работники федеральной налоговой службы в письме ФНС России от 9 апреля 2012 года № ЕД-4-3/5894@.

А вот столичные налоговики напротив, считают, что налог в такой ситуации всегда уплачивается в бюджет самим собственником имущества. Такой вывод содержится в письме УФНС России по городу Москве от 18 марта 2011 года № 20-14/4/025670@.

Нет единообразия в данном вопросе и среди судебных решений.

Учитывая то, что в самой главе 23 НК РФ прямо не прописано кем удерживается и платится налог в бюджет при аренде имущества у физического лица, организация должна в своей налоговой политике предусмотреть порядок исчисления и уплаты налога в таких ситуациях. Если по арендным платежам она будет выступать налоговым агентом по НДФЛ, то лучше это положение закрепить в своем налоговом регламенте.

Напоминаем, что пунктом 3 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм НДФЛ производится организацией:

– в части доходов, облагаемых налогом по ставке 13% – нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца, применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

– в части доходов, облагаемых налогом по иным ставкам – отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.

Исходя из этого, организация должна в своей налоговой политике закрепить порядок ведения обособленного учета доходов, облагаемых налогом по различным ставкам.

В части организации ведения учета доходов, облагаемых по ставке налога в 13 процентов, по мнению автора, есть смысл прописать порядок применения стандартных налоговых вычетов, особенно это касается вычетов на детей.

Не секрет, что на практике довольно часто случается ситуация, когда доход у работника отсутствует, а вычет есть.

Обратите внимание!

Если работник работает в компании с начала года, то право на стандартные вычеты возникает у него также с начала года, не зависимо от срока подачи соответствующего заявления на предоставление вычетов. На это Минфин России обратил внимание в своем письме от 18 апреля 2012 года № 03-04-06/8-118.

Заметим, что налоговое право не разъясняет, нужно ли накапливать "детские" вычеты при отсутствии дохода. В то же время из письма Минфина России от 6 мая 2013 года № 03-04-06/15669 можно сделать вывод, что вычеты суммируются. В силу того, что в самом НК РФ это не предусмотрено, рекомендуем этот порядок прописать в своем налоговом регламенте.

Обратите внимание!

С 1 января 2015 года у налогоплательщиков появился еще один вид вычетов – инвестиционные налоговые вычеты, на что указывает статья 219.1 НК РФ, введенная в текст НК РФ Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Обращаем Ваше внимание на то, что при расчете налоговой базы организация не учитывает доходы, полученные данным физическим лицом от других налоговых агентов.

Обратите внимание!

С 1 января 2016 года в статью 226 НК РФ Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее – Закон № 113-ФЗ) будут внесены изменения. Так, например, абзацы первый и второй пункта 3 статьи 226 НК РФ будут изложены в следующей редакции:

"3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику".

Как следует из пункта 4 статьи 226 НК РФ, организация должна удержать налог непосредственно из доходов физического лица при их выплате. Поэтому, по мнению автора, в налоговой политике следует закрепить положение о сроке удержания НДФЛ с доходов в виде заработной платы.

Напомним, что в пункте 2 статьи 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателей оплачивать труд сотрудников не менее двух раз в месяц, но при этом не устанавливает конкретных дат выплаты. Поэтому, организации выплачивают заработную плату персоналу дважды в месяц – посредством выдачи аванса и окончательного расчета. Естественно возникает вопрос, нужно ли удерживать НДФЛ с выплаченного аванса.

Следует заметить, что формулировка пункта 2 статьи 223 НК РФ позволяет считать, что удерживать НДФЛ с выплаченного аванса сотрудникам не нужно. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минфина России в своих письмах от 3 июля 2013 года № 03-04-05/25494, от 17 июля 2008 года № 03-04-06-01/214, от 16 июля 2008 года № 03-04-06-01/209, а также ФНС России в своем письме от 26 мая 2014 года № БС-4-11/10126@. Судебные органы делают аналогичные выводы (постановления ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 года по делу № А55-1674/2007-53, ФАС Московского округа от 17 февраля 2010 года по делу № КА-А40/368-10, от 16 июля 2007 года, 19 июля 2007 года по делу № КА-А40/6652-07, ФАС Северо-Западного округа от 25 января 2006 года по делу № А56-21695/2005).

Вместе с тем, практика показывает, что нередко организации при выплате авансовых сумм своим сотрудникам удерживают суммы НДФЛ. Это представляется логичным только в том случае, если в трудовом договоре, заключенным с работником предусмотрено, что работнику заработная плата выплачивается за каждую половину месяца отдельно. Ведь это не является нарушением трудового законодательства, тем более что самого понятия "аванса" в Трудовом кодексе Российской Федерации нет.

Если организация удерживает НДФЛ дважды, то, по мнению автора, это лучше закрепить в налоговой политике, так как из самого текста НК РФ этого не следует. Хотя насколько обоснованы такие действия компании, сказать сложно, мало того, что возрастает трудоемкость бухгалтерской службы, еще возникают и неясности в части предоставления налоговых вычетов.

Обратите внимание!

Что касается выплаты доходов в виде премии, то Минфин России пришел к выводу, что удержание налога с них должно производится налоговым агентом не в конце месяца, а при фактической выплате денежных средств налогоплательщику, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банке. Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 27 марта 2015 года № 03-04-07/17028, направленном письмом ФНС России от 7 апреля 2015 года № БС-4-11/5756@ "Об уплате налога на доходы физических лиц".

Удержание начисленной суммы налога согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых физическому лицу, при фактической их выплате налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом в общем случае удерживаемая сумма НДФЛ не может превышать 50% суммы выплаты.

Обратите внимание!

Изменения, внесенные Законом № 113-ФЗ, коснутся и пункта 4 статьи 226 НК РФ, с 1 января 2016 года абзац второй указанного пункта будет изложен в следующей редакции:

"При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме".

Обратите внимание!

Если у организации отсутствует возможность удержания налога, то она обязана письменно уведомить налогоплательщика и налоговый орган о невозможности удержать налог. Причем сделать это необходимо в письменной форме и не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства.

Напоминаем, что сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога представляется по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20_ год", утвержденной Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников".

Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц утвержден Приказом ФПС России от 16 сентября 2011 года № ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц".

Рассматривая свою налоговую политику в части НДФЛ, по мнению автора, организации нужно сконцентрироваться не столько на самом порядке исчисления НДФЛ, сколько на организации налогового учета доходов, полученных от нее физическими лицами.

Как определено пунктом 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Причем формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. При этом регистры налогового учета по НДФЛ в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

– сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;

– вид выплачиваемых доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утвержденными ФНС России;

– суммы дохода и даты их выплаты;

– статус налогоплательщика (резидент Российской Федерации или нерезидент в соответствии со статьей 207 НК РФ);

– даты удержания и перечисления налога в бюджет;

– реквизиты соответствующего платежного документа.

Следовательно, организации как налоговому агенту нужно разработать формы необходимых налоговых регистров и закрепить их использование в своей налоговой политике.

При разработке своего налогового регистра по НДФЛ следует исходить из того, чтобы форма регистра была удобной в работе, и содержала всю необходимую информацию для правильного исчисления и удержания НДФЛ.

Саму формы налогового регистра можно оформить отдельным приложением к своему налоговому регламенту. Порядок ведения налоговых регистров по НДФЛ следует также закрепить в своей налоговой политике.

Обратите внимание!

Так как перечисление сумм НДФЛ в бюджет производится одним платежом, то для получения сведений о сумме налога, уплаченного за конкретного налогоплательщика, вносимых в налоговый регистр, "платежку" на уплату налога целесообразно оформлять на основании списка работников, с доходов которых перечисляется налог. Кстати, в дальнейшем это может сослужить неплохую службу налоговому агенту – у него всегда "под рукой" будут доказательства того, что налог уплачен именно за счет средств налогоплательщика.

Кроме того, в налоговой политике следует закрепить положение о том, каким способом ведутся налоговые регистры по НДФЛ – вручную или с использованием компьютера. По мнению автора в своей налоговой политике имеет смысл прописать, что в течение года налоговые регистры ведутся в электронном виде, а по окончании налогового периода выводятся на печать. В этом случае при проверке в течение года у компании будет веский аргумент в части отсутствия бумажных вариантов указанных налоговых регистров.

Данные налоговых регистров по НДФЛ служат основанием для заполнения справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, в которой собирается вся информация о суммах доходов выплаченных физическому лицу, а также о суммах начисленного и удержанного налога. Форма 2-НДФЛ, как уже было указано, утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@.

О суммах выплаченных доходов, а также по суммам начисленного и удержанного налога с физических лиц за прошедший год налоговый агент обязан отчитаться в налоговом органе по месту своего учета. Причем по общему правилу сделать это нужно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Не забудьте, что с 1 января 2012 года основная масса налоговых агентов отчитывается по НДФЛ в электронной форме. На это обращают внимание и контролирующие органы в письме Минфина России от 17 декабря 2010 года № 03-04-08/8-281 и в письме ФНС России от 19 января 2011 года № КЕ-4-3/512@.

Формат подачи сведений в электронном виде утвержден Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников".

Если же численность физических лиц, получивших доходы от налогового агента, не превышает 10 человек, то справки подаются в привычном бумажном формате.

Порядок подачи сведения на бумажных носителях и в электронном формате утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 года № ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц".

Обратите внимание!

В специальном порядке отчитываются налоговые агенты, указанные в статье 226.1 НК РФ. Напомним, что данная статья регулирует особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами при совершении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Как сказано в пункте 4 статьи 230 НК РФ лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 НК РФ, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций. Иными словами, указанная категория налоговых агентов подает сведения о доходах физических лиц в налоговую инспекцию по месту своего учета не позднее 28 марта следующего года. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в письме ФНС России от 20 июня 2014 года № ГД-4-3/11868@.

Более подробные разъяснения, касающиеся представления сведений о доходах физических лиц при получении дохода по операциям с ценными бумагами приведены в письме Минфина России от 29 января 2015 года № 03-04-07/3263, направленном письмом ФНС России от 2 февраля 2015 года № БС-4-11/1443@ "О представлении сведений о доходах физических лиц".

Кроме того, в специальном порядке отчитываются налоговые агенты, которые столкнулись с невозможностью удержания налога, например, при выплатах дохода в натуральной форме. Как уже было отмечено, о невозможности удержания налога налоговый агент обязан проинформировать налогоплательщика и налоговый орган в течение месяца после окончания года, в котором был выплачен доход. Причем в этом случае справки 2-НДФЛ можно представить в бумажном виде, на что, в частности, указывает письмо ФНС России от 18 апреля 2011 года № КЕ-4-3/6132.

Правда, если до конца года организация выплатит физическому лицу любые денежные доходы, то сведения о невозможности удержать налог в налоговую инспекцию направлять не нужно, ведь налоговый агент обязан с этих средств удержать ранее не удержанный налог. Такие же разъяснения дают налоговики в письме ФНС России от 2 декабря 2010 года № ШС-37-3/16768@.

Обратите внимание!

С 1 января 2016 года Законом № 113-ФЗ будут внесены изменения и в статью 230 НК РФ. В частности будет изменен пункт 2, регламентирующий предоставление налоговыми агентами в налоговые органы документов, содержащих сведения о доходах физических лиц, а так же расчетов сумм НДФЛ.

Как следует из пункта 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Если же у компании имеется обособленное подразделение, то сумма исчисленного и удержанного налога перечисляется как по месту головной организации, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Такие же разъяснения на этот счет приведены в письмах Минфина России от 7 августа 2012 года № 03-04-06/3-222, от 20 декабря 2011 года № 03-04-06/3-352 и в других.

Обратите внимание на то, что это положение распространяется лишь на российские организации, что подтверждается столичными чиновниками в письме УФНС России по городу Москве от 23 января 2009 года № 18-15/004866@.

Причем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет свой расчетный счет, то сумма НДФЛ перечисляется им в бюджет самостоятельно по месту нахождения обособленного подразделения. При этом руководитель обособленного подразделения должен иметь на руках соответствующую доверенность, предоставляющую ему право представлять интересы организации по месту нахождения обособленного подразделения. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 февраля 2011 года № 03-04-06/3-37, от 29 марта 2010 года № 03-04-06/54, от 16 июля 2008 года № 03-04-06-01/210 и других.

Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, то налог за него по месту нахождения обособленного подразделения уплачивает головная организация.

Причем в этом случае компании следует предусмотреть в своей налоговой политике порядок взаимодействия головной организации и обособленного подразделения, порядок документооборота и обмена соответствующей информацией. Кроме того, необходимо установить ответственных за своевременную передачу необходимых данных.

В налоговой политике нужно прописать и порядок ведения учета доходов, полученных физическими лицами отдельно по головной компании и отдельно по обособленному подразделению.

Обратите внимание!

Если налог за обособленное подразделение уплачивается головной организацией, то в платежном поручении на уплату налога указываются реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на учете обособленное подразделение.

Кроме того, необходимо прописать КПП, присвоенный подразделению, и код ОКТМО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 12 марта 2014 года № БС-4-11/4431@, в письме Минфина России от 3 июля 2009 года № 03-04-06-01/153, а также в письме УФНС России по городу Москве от 1 июля 2010 года № 20-15/3/068888.

Напоминаем, что с 1 января 2011 года изменен порядок взыскания и возврата НДФЛ. В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Такие же разъяснения приведены в письме ФНС России от 23 января 2012 года № ЕД-4-3/781@ "О направлении письма Минфина России".

Причем налоговый агент обязан проинформировать налогоплательщика о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Так как в НК РФ не прописана процедура уведомления налогоплательщика, то в учетной политике нужно закрепить положение о том, что факт обнаружения излишнего удержания налога подтверждается приказом руководителя, с которым налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись с указанием даты.

Обращаем Ваше внимание на то, что увольнение сотрудника не может служить основанием для невозврата налоговым агентом излишне удержанного налога. Такой вывод подтверждается материалами постановления ФАС Московского округа от 4 апреля 2011 года по делу № КА-А40/1396-11.

Следует отметить, что "обновленные" нормы статьи 231 НК РФ в отношении возврата НДФЛ, применяются в отношении возврата сумм налога, в том числе излишне удержанных до 1 января 2011 года. На это указывают разъяснения Минфина России, изложенные в письме от 9 августа 2012 года № 03-04-06/6-229.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту