Налогообложение НДФЛ оплаты питания работников
11523
Налогообложение НДФЛ оплаты питания работников
На практике многие организации самостоятельно организуют питание своих сотрудников. Для этих целей блюда могут быть приготовлены самостоятельно или же заказываться на стороне. Питание работников организации для целей налогообложения является доходом сотрудника, следовательно, должно облагаться НДФЛ. О том, в каком случае налоговой обязанности не возникает и как проводить налогообложение такой операции, мы поговорим в настоящей статье.
Для начала отметим, что в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) следует различать питание сотрудников по инициативе работодателя и питание сотрудников компенсационного характера. Когда питание сотруднику предоставляется на основании требований трудового законодательства, то обложению оно не подлежит в соответствии с положениями статьи 217 НК РФ, поскольку в данном случае предоставление питания является компенсацией, установленной законодательно.
Так же считают и арбитры. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 13 марта 2012 года № Ф09-1132/12 по делу № А60-19637/2011 суд сделал вывод, что стоимость молока, иных равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания, бесплатно выдаваемых работникам, которые заняты на работах с вредными условиями труда, подпадает под понятие компенсационных выплат и не включается в налоговую базу по НДФЛ.
Однако многие организации не относятся к вредным производствам, поэтому к ним чаще всего применяется второй порядок, согласно которому расходы организации на предоставление питания своему коллективу расцениваются как доход в натуральной форме подлежащий обложению НДФЛ.
При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (пункт 1 статьи 211 НК РФ).
Таким образом, согласно письмам Минфина России от 11 февраля 2014 года № 03-04-05/5487, от 28 июня 2013 года № 03-04-06/24677, от 31 марта 2011 года № 03-03-06/4/26, от 11 июня 2010 года № 03-04-06/6-118, стоимость питания, бесплатно предоставляемого организацией своим работникам, являясь в соответствии со статьей 211 НК РФ их доходом, полученным в натуральной форме, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в установленном порядке.
Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питания, приобретенного организацией, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 6 марта 2013 года № 03-04-06/6715, от 30 января 2013 года № 03-04-06/6-29, от 30 августа 2012 года № 03-04-06/6-262, от 18 апреля 2012 года № 03-04-06/6-117.
Иными словами, доход сотрудника в виде стоимости предоставленного бесплатного питания может быть обложен НДФЛ только в том случае, если он индивидуально определен. Об этого говорится и в Информационном письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 года № 42.
Если работники организации питаются бесплатно, получая на руки талоны определенной стоимости, то при получении работниками организации дохода в натуральной форме в виде оплаты питания организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ, исходя из количества и стоимости талонов, выданных каждому конкретному сотруднику (письмо Минфина России от 24 января 2007 года № 03-11-04/3/16).
В то же время в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 12 марта 2008 года № Ф08-478/08-265А по делу № А32-17504/2006-48/393-2007-48/131 сделан вывод, что если налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих факт передачи конкретным сотрудникам организации доходов в натуральной форме, то есть документально не подтверждена сумма полученных налогоплательщиками от налогового агента доходов, то основания для начисления НДФЛ и пени с этих доходов, отсутствуют.
Обратите внимание!
Если организация решает бесплатно кормить своих сотрудников, то эти условия необходимо закрепить в трудовом договоре или коллективном трудовом договоре. В противном случае передача питания своим работником будет расценена налоговым органом как безвозмездная передача, которая, как известна, является объектом обложения НДС. Так же следует учитывать, если компания закрепит в рамках трудовых отношений бесплатное питание сотрудников и будет приобретать данные услуги у сторонней организации, то НДС, выставленный поставщиком, она не сможет принять к вычету, поскольку приобретаемые товары, услуги не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
Суд в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 9 августа 2006 года № Ф08-3513/2006-1529А по делу № А53-3632/2006-С6-34 со ссылкой на пункт 3 статьи 217 НК РФ утверждает, что освобождение от налогообложения компенсационных выплат муниципальным служащим в связи с нахождением на государственной службе и выплат на лечение и отдых данной правовой нормой прямо не предусмотрено. Решение суда о признании незаконными решений и требований налоговой инспекции является правомерным, поскольку в соответствии с действующим законодательством ежегодные компенсационные выплаты на лечение (оздоровление) и ежемесячные компенсационные выплаты на питание муниципальным служащим в связи с нахождением на государственной службе не подлежат обложению НДФЛ.
Если организацией выплачиваются суммы компенсации стоимости ресторанного питания в командировке, то такие суммы являются доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме и подлежащим обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Такую позицию выражают контролирующие органы в письмах Минфина России от 14 октября 2009 года № 03-04-06-01/263 (пункт 1), УФНС России по городу Москве от 14 июля 2006 года № 28-11/62271.
При этом в арбитражной практике нет единой позиции по данному вопросу.
Одни судьи придерживаются позиции контролирующих органов и считают, что с суммы возмещения расходов на питание работодатель обязан удерживать НДФЛ (постановления ФАС Поволжского округа от 14 июля 2009 года по делу № А65-27027/2007, от 5 июня 2007 года по делу № А12-18805/06).
Другие суды встают на сторону налогоплательщиков и делают выводы, что оплата питания работников является компенсацией командировочных расходов и не облагается НДФЛ, поскольку работник находился в командировке и выполнял производственное задание работодателя. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Московского округа от 19 декабря 2011 года по делу № А40-152815/10-116-694, ФАС Северо-Западного округа от 23 марта 2009 года по делу № А05-8942/2008, ФАС Уральского округа от 28 апреля 2007 года № Ф09-3004/07-С2 по делу № А71-6947/06.
Таким образом, если при возмещении командированному работнику стоимости питания налогоплательщик принял решение не удерживать НДФЛ, то есть риск возникновения спора с налоговыми органами и доначисления налога, В таком ситуации налогоплательщик должен быть готов отстаивать свою позицию в суде.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Таким образом, при получении налогоплательщиками от организации дохода в натуральной форме в виде стоимости предоставляемого питания организация признается на основании статьи 226 НК РФ налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ (то есть 13%), начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
В случае невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).
Для справки: Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога, утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников", в свою очередь порядок представления в налоговый орган указанного сообщения – Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 года № ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц".
Для доходов, полученных работником в натуральной форме (бесплатное питание), работодатели – налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога. На это указано в пункте 6 статьи 226 НК РФ.
Кроме того, статьей 230 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность вести учет выплаченных и перечисленных в бюджет сумм налога, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов по форме 2-НДФЛ (если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 230 НК РФ).
Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Обратите внимание, что с 1 января 2016 года в НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее – Закон № 113-ФЗ).
В частности, согласно этим изменениям, налоговый агент, руководствуясь пунктом 4 статьи 226 НК РФ, при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме должен будет удержать исчисленную сумму налога из любых доходов, выплаченных им налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не должна будет превышать 50% в суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент будет обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226, подпункт "в" пункта 2 статьи 2, пункт 3 статьи 4 Закона № 113-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 230 НК РФ, обновленного Законом № 113-ФЗ, налоговый агент должен будет помимо документа, содержащего сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период по каждому физическому лицу, представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанный расчет необходимо будет представлять за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.