Открытая общественная правовая информационная система

Трудовой договор (отношения) с постоянно или временно проживающими иностранными работниками

Трудовой договор (отношения)

с постоянно или временно проживающими иностранными работниками

В настоящее время использование труда иностранных граждан в Российской Федерации – явление довольно распространенное. Иностранные работники трудятся в различных сферах деятельности (например, в торговле, образовании, культуре, общественном питании и так далее). Как правило, это работники постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации.

В данной статье рассмотрим правовое положение постоянно и временно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации, а также особенности заключения и прекращения трудового договора с указанными иностранными работниками.

Трудовая деятельность иностранных работников регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 115-ФЗ), а также нормами, установленными международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане в Российской Федерации могут находиться на условиях:

– временного пребывания;

– временного проживания;

– постоянного проживания.

Понятие временно и постоянно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации определено в Законе № 115-ФЗ.

Согласно статье 2 указанного закона временно проживающие иностранные граждане в Российской Федерации – это граждане, получившие разрешение на временное проживание. При этом разрешение может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Законом № 115-ФЗ (статья 6 Закона № 115-ФЗ). Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (статья 6 Закона № 115-ФЗ).

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Для справки: Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года № 214.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – это граждане, получившие вид на жительство (статья 2 Закона № 115-ФЗ).

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (пункт 2 статьи 8 Закона № 115-ФЗ).

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пункт 3 статьи 8 Закона № 115-ФЗ).

Обратите внимание, что вид на жительство высококвалифицированным специалистам и членам их семей выдается в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.

Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Для справки: Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года № 215.

Для оформления на работу постоянно и временно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, что следует из положений пунктов 4, 4.5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ. Нет необходимости получать разрешение на работу и работнику – иностранному гражданину, постоянно или временно проживающему на территории Российской Федерации.

Особенности заключения трудового договора с постоянно

и временно проживающими иностранными работниками

При заключении трудового договора с иностранным работником работодателю следует учитывать то, что согласно пункту 5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Из данного правила есть исключения, установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 года № 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" (далее – Приказ № 564н). Так, согласно пункту 2 этого Приказа временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, в следующих случаях:

– при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

– если постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

При этом иностранные граждане должны осуществлять трудовую деятельность по определенным профессиям (должностям). Перечень таких профессий (должностей) также установлен Приказом № 564н.

Для постоянно проживающих иностранных граждан каких-либо ограничений в этом смысле Законом № 115-ФЗ не установлено.

Чтобы заключить с иностранным работником – постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданином трудовой договор, работодателю необходимы следующие документы работника (статья 65 ТК РФ):

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.

На основании части 3 статьи 66 ТК РФ работодатель (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной. Следовательно, работодатель обязан вести трудовые книжки и на иностранных работников.

В силу части 1 статьи 66 ТК РФ трудовая книжка должна быть установленного образца. Значит, работодатель не может вносить записи в иностранную трудовую книжку.

В настоящее время на территории Российской Федерации применяются трудовые книжки нового образца, введенные в действие с 1 января 2004 постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 "О трудовых книжках" (далее – постановление № 225), а также трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 20 декабря 1938 года № 1320, постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих". Согласно пункту 2 постановления № 225 все вышеуказанные трудовые книжки обладают одинаковой силой и обмену на новые не подлежат.

Следовательно, если иностранный гражданин представит работодателю трудовую книжку старого образца (1938 года или 1973 года), то сведения о приеме на работу нужно вносить в нее. При отсутствии у иностранного лица трудовой книжки ее должен завести работодатель;

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" постоянно и временно проживающие в Российской Федерации иностранные работники подлежат обязательному пенсионному страхованию, значит, у них должно быть страховое свидетельство. Если такое свидетельство отсутствует, работодатель должен оформить его в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, что следует из пункта 2 статьи 7, статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Отметим, что документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, представляемый работодателю иностранным работником, должен пройти процедуры признания, консульской легализации и перевода на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. На это указывает статья 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

– справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Кроме перечисленных документов работодателю необходимо затребовать следующие документы:

у иностранного гражданина, временно проживающего на территории Российской Федерации, – разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (абзац 4 части 1 статьи 327.3 ТК РФ);

у иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, – вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (абзац 5 части 1 статьи 327.3 ТК РФ).

В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранного гражданина) ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается (часть 2, 3 статьи 65 ТК РФ).

Обратите внимание, что работодатель не вправе требовать от поступающего на работу иностранного гражданина документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На это указывает часть 3 статьи 327.3 ТК РФ.

После того как иностранным гражданином временно или постоянно проживающим на территории Российской Федерации были представлены все вышеперечисленные документы, работодателю нужно оформить трудовой договор, учитывая при этом все требования, установленные ТК РФ, а именно:

– трудовой договор должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные статьей 57 ТК РФ;

– в трудовой договор должны быть включены сведения, предусмотренные статьей 327.2 ТК РФ:

– в отношении иностранного гражданина, временно проживающего на территории Российской Федерации,– сведения о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации;

– в отношении иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, – сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Обратите внимание!

Между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор), а в случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, – срочный трудовой договор. На это указывает часть 5 статьи 327.1 ТК РФ.

Особенности прекращения трудового договора с постоянно

и временно проживающими иностранными работниками

Из статьи 327.6 ТК РФ следует, что трудовой договор с работником, являющимся иностранным гражданином временно или постоянно проживающим на территории Российской Федерации, может быть прекращен по общим основаниям, установленным ТК РФ. Кроме того, основанием для прекращения трудового договора с указанным работником в силу статьи 327.6 ТК РФ является:

– аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – в отношении временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (пункт 3 части 1);

– аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – в отношении постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (пункт 4 части 1);

– окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – в отношении временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (пункт 6 части 1);

– окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – в отношении постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (пункт 7 части 1);

– приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами (пункт 9 части 1);

– невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью 2 статьи 327.4 ТК РФ (пункт 10 части 1);

– невозможность временного перевода работника в соответствии с частью 3 статьи 327.4 ТК РФ (пункт 11 части 1).

Обратите внимание!

Трудовой договор подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктами 6, 7 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.

По основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

О прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 10 и 11 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, работник, являющийся иностранным гражданином временно или постоянно проживающим на территории Российской Федерации, должен быть предупрежден в письменной форме работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. На это указывает статья 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

На основании пункта 1 статьи 224 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, полученное налоговыми резидентами Российской Федерации, облагается по ставке 13%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке 30%, за исключением доходов, получаемых, в частности:

– от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

– от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Законом № 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

– от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

– от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

– от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Таким образом, для налогообложения доходов иностранных работников имеет значение наличие у них статуса налогового резидента. Исключение предусмотрено лишь для иностранных работников, перечисленных в пункте 3 статьи 224 НК РФ. В отношении их доходов независимо от наличия у них статуса налогового резидента Российской Федерации применяется налоговая ставка 13%.

Следует отметить, что налоговый статус работника в целях исчисления сумм НДФЛ работодатель – налоговый агент должен определять на каждую дату выплаты доходов (письмо Минфина России от 4 апреля 2014 года № 03-04-05/15215).

Кроме того, если же в течение налогового периода (календарного года) налоговый статус иностранного работника менялся (работник приобрел или, наоборот, утратил статус резидента Российской Федерации), то сумму НДФЛ с его доходов работодателю нужно будет корректировать.

Обратите внимание, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Российская Федерация заключила международный договор, касающийся налогообложения доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами и нормами этого договора (статья 7 НК РФ).

Страховые взносы

На основании части 1 статьи 7, части 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц – граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в частности, в рамках трудовых отношений.

Базой для начисления страховых взносов для организаций является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Пунктом 15 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных Законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Заметим, что иностранные граждане временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в вышеуказанном пункте не поименованы.

Следовательно, выплаты по трудовым договорам в пользу работников – иностранных граждан временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Обратите внимание, что согласно пункту 4 статьи 7 Закона № 212-ФЗ не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов – организаций, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Имейте в виду, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 212-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации. На это указывает часть 4 статьи 1 Закона № 212-ФЗ.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем – организацией.

Действие данной нормы (нормы статьи 5 Закона № 125-ФЗ) распространяется и на иностранных граждан (если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации).

Следовательно, по общему правилу иностранные граждане, выполняющие работу на основании трудового договора с российской организацией, признаются застрахованными лицами, на которых распространяются положения об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы от несчастных случаев) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

На основании пункта 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов от несчастных случаев определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных. Исключением являются лишь суммы, указанные в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ. Заметим, что льгот в отношении выплат осуществляемых в пользу работников-иностранцев в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ не предусмотрено.

Значит, на выплаты по трудовым договорам, заключенным с иностранными гражданами временно или постоянно проживающими на территории Российской Федерации, начисляются страховые взносы от несчастных случаев в общеустановленном порядке.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту