Открытая общественная правовая информационная система

Трудовой договор (отношения) с инвалидом или с родителями детей-инвалидов

Трудовой договор (отношения) с инвалидом или с родителями детей-инвалидов

В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и который нуждается в мерах социальной защиты.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации каждый человек имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Порядок оформления трудовых отношений с людьми, имеющими ограниченные возможности, лишь незначительно отличается от обычного. Об особенностях, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалидов или родителей детей-инвалидов мы и поговорим в данной статье.

Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

На сегодняшний день основным нормативным актом, определяющим правовой статус инвалидов в нашей стране, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон № 181-ФЗ). Названный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничении жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Закона № 181-ФЗ).

В соответствии со статьей 20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

– установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Отметим, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Такая норма предусмотрена статьей 21 Закона № 181-ФЗ;

– резервирования рабочих мест по профессиям наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

– стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. Отметим, что под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов, согласно статье 22 Закона № 181-ФЗ, понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

– создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

– создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

– организации обучения инвалидов новым профессиям.

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 года № 150.

Прием на работу инвалидов

Процедура оформления приема на работу инвалида мало чем отличается от процедуры приема на работу обычного сотрудника.

Для оформления трудовых отношений лицо, поступающее на работу, согласно статье 65 ТК РФ, должно предъявить работодателю следующие документы:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В дополнение к этому пакету документов, соискатель, являющийся инвалидом, должен показать справку медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 года № 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления". А также должен предъявить "Индивидуальную программу реабилитации инвалида" по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 года № 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации".

Напомним, что индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (статья 11 Закона № 181-ФЗ).

Согласно статье 68 ТК РФ до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Затем работник и работодатель подписывают трудовой договор, на основании которого издается приказ (распоряжение) о приеме на работу.

Напомним, что трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. На это указывает статья 56 ТК РФ.

Гарантии инвалидам, а также родителям детей-инвалидов

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, на это указывают положения статьи 23 Закона № 181-ФЗ.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Обратите внимание, что привлечение инвалидов к сверхурочным работам (статья 99 ТК РФ), работе в выходные дни и ночное время (статья 96 ТК РФ) допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Помимо основного отпуска ТК РФ дает работающим инвалидам право получить дополнительный отпуск до 60 календарных дней в году без сохранения заработной платы (статья 128 ТК РФ).

Согласно статье 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Правила предоставления дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" (далее – Правила № 1048).

Согласно пункту 2 Правил № 1048 одному из родителей (опекуну, попечителю) предоставляются по его заявлению 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце, оформляемых приказом (распоряжением) работодателя. Форма заявления о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней утверждена Приказом Минтруда России от 19 декабря 2014 года № 1055н "Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами".

Периодичность подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере обращения или др.) определяется родителем (опекуном, попечителем) по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родитель (опекун, попечитель) представляет следующие документы либо их копии (пункт 3 Правил № 1048):

а) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы;

б) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

в) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом;

г) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней. Такая справка представляется в оригинале, но не требуется в случаях, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, либо иного факта отсутствия другого родителя, указанного в пункте 5 Правил № 1048.

Обратите внимание!

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенка, предоставляется в соответствии со сроками установления инвалидности (пункт 4 Правил № 1048). Документы, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 3 Правил № 1048, представляются один раз, а справка с места работы другого родителя, предусмотренная подпунктом "г" пункта 3 Правил № 1048, – при каждом обращении с заявлением.

Если один из родителей (опекунов, попечителей) не состоит в трудовых отношениях либо является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, занимающимся частной практикой, или иным лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, членом зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, родитель (опекун, попечитель), состоящий в трудовых отношениях, представляет работодателю документы (их копии), подтверждающие указанные факты, при каждом обращении с заявлением.

Если одним из родителей (опекуном, попечителем) дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются родителю (опекуну, попечителю) (пункт 7 Правил № 1048):

– в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;

– отпуска без сохранения заработной платы;

– отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня.

Обратите внимание!

Если в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается. Кроме того, выходные дни, не использованные в одном календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся.

Имейте в виду, что право на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней в календарном месяце для ухода за ребенком-инвалидом распространяется и на лицо, работающее по совместительству. На это указывает постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2011 года по делу № А13-1168/2010.

Льготы при исчислении налогов

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) работники, получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", а также работники – инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп при исполнении обязанностей военной службы, и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода.

Работники – инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп, имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 рублей за каждый месяц в течение года (подпункт 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ налоговый вычет за каждый месяц налогового периода в размере 3 000 рублей распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок – инвалид в возрасте до 18 лет или ребенок – инвалид I или II группы, учащийся на очной форме обучения, аспирант, ординатор, интерн, студент в возрасте до 24 лет.

При предоставлении стандартного налогового вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, из них третий ребенок – инвалид, суммирование налоговых вычетов на третьего ребенка и ребенка-инвалида не производится, в данном случае применяется специальная норма (вычет на ребенка-инвалида в размере 3 000 рублей).

Налогоплательщик, который является отцом двух детей (первый ребенок – инвалид), имеет право на получение стандартного налогового вычета на первого ребенка за каждый месяц налогового периода в размере 3 000 рублей и на второго ребенка в размере 1 400 рублей. Такое мнение высказано в письме Минфина России от 19 января 2012 года № 03-04-06/8-10.

Как показывает практика, у работодателей нередко возникает вопрос, облагаются ли НДФЛ суммы оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом и начисляются ли на эти суммы страховые взносы? Для того, что бы ответить на этот вопрос, обратимся к разъяснениям контролирующих органов.

Согласно письмам Минфина России от 19 июля 2013 года № 03-04-06/28330, от 15 ноября 2012 года № 03-04-06/6-324, от 2 августа 2012 года № 03-04-06/8-212, от 13 января 2012 года № 03-04-06/8-4, от 24 ноября 2011 года № 03-04-06/8-318 не подлежат налогообложению НДФЛ в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, не относятся к государственным пособиям, поскольку такие выплаты не поименованы в перечне государственных пособий, установленном статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее – Закон № 81-ФЗ).

В других пунктах статьи 217 НК РФ в перечне освобождаемых доходов также не содержатся нормы, касающиеся оплаты дополнительных выходных дней.

Вместе с тем, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 8 июня 2010 года № 1798/10 по делу № А71-3574/2009-А31 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми – инвалидами, хотя и не поименована в перечне государственных пособий, установленном статьей 3 Закона № 81-ФЗ, признается как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, и в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.

Учитывая изложенное, как отмечает Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 9 августа 2011 года № АС-4-3/12862@, при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться арбитражной практикой, предусматривающей освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц указанных выплат.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сумма оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом не подлежит налогообложению НДФЛ.

Что касается начисления страховых взносов на суммы оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, то согласно письму ФСС России от 17 ноября 2011 года № 14-03-11/08-13985, а также письму Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 года № 784-19 объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (пункт 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ).

Объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. На это указывает пункт 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Таким образом, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Аналогичный вывод содержится в письме Минтруда России от 26 декабря 2014 года № 17-3/В-637.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту