Какие документы у работодателя должен получить увольняемый работник, чтобы встать на биржу труда?
5253
Какие документы у работодателя должен получить увольняемый работник, чтобы встать на биржу труда?
Гражданину, который придет вставать на биржу труда, прежде всего выдадут для заполнения заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Заявление-анкета должна быть заполнена им разборчиво, от руки, на русском языке. При заполнении заявления-анкеты не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в заявлении-анкете вопросы должны быть конкретными и исчерпывающими. Заявление-анкета заверяется личной подписью гражданина.
Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве безработного гражданам, потерявшим работу, вместе с вышеуказанным заявлением необходимо предоставить в территориальное отделение службы занятости населения по месту жительства следующие документы:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовую книжку или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации) (п. 4, Правил регистрации безработных граждан (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).
На федеральном уровне форма справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, содержащей необходимую информацию для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, не утверждена. В связи с этим справка, утвержденная органами государственной власти субъектов РФ, может быть использована в работе органов службы занятости до утверждения формы данной справки на федеральном уровне. Например, в г. Москве применяется форма справки, утвержденная Приказом ДТиЗН г. Москвы от 27.04.2010 N 132.
До недавнего времени одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным являлось наличие справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Это условие признания гражданина безработным действовало более, чем 20 лет.
Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы необходима органам службы занятости:
а) для подбора гражданам подходящей работы в соответствии со ст. 4 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1);
б) а также при установлении размера пособия по безработице безработному гражданину и определения наличия 26 недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы.
Наличие 26 недель оплачиваемой работы определяется исходя из сведений, содержащихся в предъявленных гражданином документах трудовой книжке (дата увольнения и период осуществления трудовой деятельности) и справке о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (период осуществления трудовой деятельности, сумма среднего заработка за фактически отработанное время; количество недель оплачиваемой работы с указанием на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день (неделю).
Согласно ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ. При этом для расчета с бывшим работником средний заработок работодатель исчисляет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" за последние 12 календарных месяцев.
Кроме того, на основании ст. 62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работодатель обязан не позднее 3-х рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать бывшему работнику справку о среднем заработке за последние 3 месяца, исчисление которого работодатель осуществляет в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.08.2003 N 62.
Справка, составленная по форме 2-НДФЛ, не являлась альтернативой справки о среднем заработке, так как в ней не содержится сумма среднего заработка за последние 3 месяца перед увольнением.
Таким образом, если увольняемый работник планировал встать на биржу труда, при увольнении он должен был требовать от работодателя именно справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а не справку по форме 2-НДФЛ.
Однако, в связи с появлением Постановления Конституционного суда РФ от 06.10.2015 N 24-П (далее - Постановление N 24-П) возможны изменения в перечне документов, которые необходимо представить для постановке на бирже труда.
Согласно мнению Конституционного суда РФ, закрепленный в п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности.
Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности:
а) граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;
б) а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.
Закон N 1032-1 не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
В связи с вышеизложенным Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П признал взаимосвязанные положения п. 1 и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Однако, в связи с появление вышеуказанного Постановления Конституционного суда РФ возможно следует ожидать некоторых изменений в пункт о необходимости предоставлять справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Возможно, в тексте Закона N 1032-1 будет сделано исключение о необходимости предоставлять данную справку для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также для лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.
Комментарии экспертов
Вы эксперт?зарегистрируйтесь и прокомментируйте!