Открытая общественная правовая информационная система

Как работает общественный контроль за органами власти?

Общественный контроль за органами государственной власти, регулируемый отдельным законом — нововведение 2014 года. До его появления механизмы общественного контроля были представлены общественными советами при управляющих органах силовых ведомств, а общественный контроль за избирательным процессом и осуществляющими его органами осуществлялся наблюдателями, а также общественными организациями.

Теперь в систему общественного контроля, за скобками которой остаются суды, силовые ведомства и избирательные комиссии, входят общественные палаты Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах государственной исполнительной власти, при органах представительной и исполнительной власти субъектов федерации. Эти органы наделяются факультативно-совещательными функциями, а их члены имеют право требовать от госорганов необходимую информацию, посещать их, сообщать о выявленных нарушениях Уполномоченным по защите прав отдельных категорий граждан, в Прокуратуру РФ, публиковать данные о результатах общественного контроля — то есть не имеют сколь-либо весомых полномочий.

Несколько более интересна система общественного мониторинга, выраженная в обязательном опубликовании и общественном обсуждении проектов нормативных актов теперь уже не только федеральных органов исполнительной и законодательной власти, но и органов власти регионов.

Закон также позволяет проводить:

общественные проверки деятельности контролируемых органов по основаниям и в порядке, предусмотренном законом,

общественные экспертизы актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) контролируемых органов, производимых специалистами-экспертами,

общественные (публичные) слушания — для обсуждения вопросов особой общественной значимости или затрагивающих непосредственные права и интересы граждан.

Результаты общественного контроля носят рекомендательный характер, могут быть основаниями для дальнейшей проверки законности принятых решений или изданных контролируемым органом актов, его действий/бездействий и подлежат опубликованию в СМИ или сети Интернет.

Механизмы общественного контроля органов, вынесенных за скобки Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" как правило ничем не регламентированы.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту