Открытая общественная правовая информационная система

Специальная оценка условий труда, направление результатов

Прежде следует напомнить, что в 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в ТК РФ, где само понятие аттестация рабочих мест теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закон № 426-ФЗ). В статье 3 данного закона говорится, что специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ специальную оценку не нужно проводить в отношении условий труда:

– надомников,

– дистанционных работников,

– работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется:

– федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

– законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Это следует из статьи 212 ТК РФ и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям статьи 19 закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Методику проведения специальной оценки утверждает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.

Для организации и проведения специальной оценки работодатель должен:

– организовать комиссию по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным,

– утвердить график проведения специальной оценки.

В состав комиссии включаются представители:

– работодателя (в том числе специалист по охране труда),

– выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Если специальную оценку проводит работодатель, относящийся к субъектом малого предпринимательства, то согласно пункту 3 статьи 9 Закона № 426-ФЗ в состав комиссии включаются:

– работодатель – ИП (лично);

– руководитель организации;

– другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда);

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

В пункте 5 статьи 9 Закона № 426-ФЗ отмечено, что до начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:

– расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

– оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

На которых работники:

– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;

– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени.

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В отношении таких рабочих мест специальная оценка проводится с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом по согласованию с министерствами и ведомствами, к которым относятся соответствующие виды деятельности.

Эксперт организации, проводящий специальную оценку, должен идентифицировать потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах. Результаты идентификации утверждаются комиссией.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (пункт 1 статьи 14 Закона № 426-ФЗ). Вредные условия труда в свою очередь по уровню превышения гигиенических нормативов разделяют на четыре степени: подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени; подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени; подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени и подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени.

Если фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин, то считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и относятся к 1 или 2 классу.

Следует отметить, что во исполнение Закона № 426-ФЗ принят Приказ от 24 января 2014 года № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее – Методика).

Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

– идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

– исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

– отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

– оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Согласно Методике результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием:

– полного наименования организации, проводящей специальную оценку условий труда, регистрационного номера записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также сведений об аккредитации в национальной системе аккредитации (номер аттестата аккредитации (при наличии));

– уникального номера протокола (определяется организацией, проводящей специальную оценку условий труда), содержащегося на каждой странице протокола вместе с номером страницы протокола;

– полного наименования работодателя;

– места нахождения и места осуществления деятельности работодателя;

– наименования структурного подразделения работодателя (при наличии);

– индивидуального номера рабочего места, наименования должности, профессии или специальности работника (работников), занятого (занятых) на данном рабочем месте, в соответствии с наименованием этих должностей, профессий или специальностей, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке;

– наименования вредного и (или) опасного фактора, в отношении которого проведены исследования (испытания) и измерения, в соответствии с классификатором;

– даты проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора;

– сведений о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

– наименования примененных метода исследований (испытаний) и (или) метода (методики) измерений вредного и (или) опасного фактора, реквизитов нормативных правовых актов, их утвердивших (вид нормативного правового акта, наименование органа, его издавшего, название, дата и номер);

– реквизитов нормативных правовых актов (вид нормативного правового акта, наименование органа, его издавшего, название, дата и номер), регламентирующих предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни, а также нормативные уровни исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора;

– места проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора с приложением при необходимости эскиза помещения, в котором они проводились, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора (отбора проб);

– нормативное и фактическое значение уровня исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора с указанием при необходимости единиц измерений и продолжительности его воздействия на всех местах проведения исследований (испытаний) и измерений;

– заключение по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора;

– фамилии, имена, отчества (при наличии), должности специалистов организации, проводящей специальную оценку условий труда, проводивших исследования (испытания) и измерения вредного и (или) опасного фактора.

В случае если в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, то к протоколу прикладывается заключение эксперта о возможности использования указанных результатов.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по данному основанию оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета.

Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия такого решения направляет в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения копию данного протокола комиссии, содержащего это решение.

Смотрите также статью 12 Закона № 426-ФЗ, в которой содержатся аналогичные приведенным положениям Методики нормы.

На основании пункта 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении.

В отчет включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений, при наличии такого решения;

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключение эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Отмечаем, что форма отчета о проведении специальной оценки приведена в Приложении № 3 к Методике. Инструкция по заполнению такого отчета – в Приложении № 4.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту