Основные направления государственной политики в области охраны труда
9863
Государственный надзор за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.
Государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют:
– Федеральная служба по труду и занятости (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости") – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;
– Федеральная инспекция труда (постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права");
– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору");
– Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании");
– органы прокуратуры (Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные представительные органы работников. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Основные направления государственной политики в области охраны труда установлены в статье 210 Трудового кодекса российской Федерации (далее – ТК РФ). Все указанные направления условно можно объединить в три следующие группы.
1. Принципы организации охраны труда. К этой группе относятся:
– обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
– координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
– установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны, принятие и реализация законодательства по охране труда, а также федеральных целевых, субъектов Федерации, отраслевых целевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
– государственное управление деятельностью по охране труда, включая федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
– взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;
– профилактика, расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
– установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
2. Принципы экономической государственной политики по охране труда. К ним относятся:
– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработка и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
– применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норм по охране труда;
– установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– государственное социальное страхование работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей;
– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.
3. Организационные принципы по охране труда. К ним относятся:
– подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
– информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве, обеспечение единой информационной системы охраны труда;
– международное сотрудничество в области охраны труда;
– распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
Основные направления государственной политики в области охраны труда – это законодательное определение проблем, которые надлежит постоянно решать государственным органам власти, органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и работодателям на соответствующем уровне исходя из конкретной ситуации в этой области, а также путей и методов их решения.
По мере необходимости основные направления государственной политики изменяются и дополняются, в связи с чем содержание статьи 210 ТК РФ периодически обновляется.
Функции по выработке государственной политики в сфере условий и охраны труда возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации. Для осуществления этих функций оно наделено соответствующими полномочиями. В частности, Минздравсоцразвития Российской Федерации может вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и проекты других документов, по которым требуется решение Правительства, а также проводить анализ реализации государственной политики в указанной сфере.
Одним из механизмов выработки государственной социальной политики является всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Это система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере, в том числе в области условий и охраны труда, для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.
Мониторинг проводится Минздравсоцразвития Российской Федерации и Росстатом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти (смотрите постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 года № 291 "Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально – трудовой сферы").
К основным социально-экономическим показателям мониторинга качества и уровня жизни населения относятся сведения:
– о естественном приросте (убыли) населения;
– об удельном весе работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин;
– о производственном травматизме, в том числе со смертельным исходом;
– об основных видах профессиональных заболеваний.
Результаты мониторинга доводятся до сведения Правительства Российской Федерации и Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и используются ими для разработки мер по улучшению условий и охраны труда.
На Минздравсоцразвития Российской Федерации возложены также функции по формированию банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда для использования указанной информации при выработке и реализации государственной политики в области охраны труда и при других обстоятельствах, касающихся улучшения условий и охраны труда. Под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В формировании государственной политики в области охраны труда могут принимать участие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, поскольку они согласно статье 104 Конституции Российской Федерации наделены правом законодательной инициативы и вправе вносить в Государственную Думу соответствующие законопроекты.
Определение направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется при участии профессиональных союзов. Это участие выражается в том, что в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Также в формировании государственной политики в области охраны может принимать участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, образующих соответствующие стороны этой комиссии.
К основным задачам комиссии, помимо ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения между названными сторонами, относится: проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения.
Комиссия вправе:
– проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
– разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;
– принимать по согласованию с Правительством Российской Федерации участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации – в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Внося в соответствующие органы государственной власти рациональные предложения по вопросам создания условий для сохранения жизни и здоровья работающего населения, названные комиссии могут оказывать влияние на формирование государственной политики в области охраны труда.
Огромную роль в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда принадлежит Минздравсоцразвития Российской Федерации. Являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области охраны труда, Минздравсоцразвития Российской Федерации обеспечивает и ее реализацию исходя из предоставленных ему полномочий, в том числе путем внесения в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и принятия нормативных правовых актов, проводит анализ процесса реализации этой политики. Кроме того, Минздравсоцразвития Российской Федерации совместно с Росстатом и Рострудом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти должен готовить и ежегодно предоставлять Правительству Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в области условий и охраны труда.
Другие органы исполнительной власти принимают участие в реализации государственной политики в области охраны труда в соответствии с их полномочиями.