Как определяются производства и профессии в части вредных или опасных условий труда
13495
Условия труда представляют собой совокупность факторов трудового процесса и производственной среды.
К факторам трудового процесса относится тяжесть труда (высокая нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма) и напряженность труда (преимущественная нагрузка на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника).
Вредным признается фактор рабочей среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья самого работника или его потомства. Вредными, в частности, являются физические (температура, влажность, вибрация, электромагнитное и тепловое излучение и тому подобные), химические (химические вещества и смеси), биологические (микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы-возбудители инфекционных заболеваний) факторы, а также факторы трудового процесса.
Опасным считается фактор рабочей среды и трудового процесса, который может стать причиной острого заболевания, внезапного резкого ухудшения здоровья или даже смерти работника либо способен привести к травме. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут быть опасными.
Как же определить, что выполняемая работа является тяжелой не только на деле, но и с точки зрения закона? Ведь только за то, что законодатель предусмотрел в правовом акте, работнику полагается определенные льготы.
Во-первых, существуют перечни тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается использовать труд женщин и лиц моложе восемнадцати лет. Они закреплены постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162 и № 163.
Во-вторых, если аттестация рабочего места выявила вредные и(или) опасные производственные факторы. В настоящее время порядок проведения аттестации утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 года № 342н. Следует отметить, что обязательной аттестации в соответствии с данным Приказом подлежат не все рабочие места, а только если работники организации осуществляют трудовую функцию, перечисленную в пункте 4 утвержденного Порядка.
В-третьих, в судебном порядке.
Так было до 1 января 2014 года, пока не вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ). По задумке законодателя специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры – аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.
В статье 13 Закона № 426-ФЗ приводится перечень вредных и опасных факторов производственной среды, которые подлежат исследованию при оценке условий труда.
Начиная с 1 января 2014 года все работодатели хотя бы единожды должны провести исследование своих рабочих мест. Оценку условий труда проводят специальные организации, которые должны соответствовать требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (пункт 1 статьи 14 Закона № 426-ФЗ). Вредные условия труда в свою очередь по уровню превышения гигиенических нормативов разделяют на четыре степени: подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени; подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени; подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени и подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени.
Если фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин, то считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и относятся к 1 или 2 классу.
Следует отметить, что во исполнение Закона № 426-ФЗ принят Приказ от 24 января 2014 года № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
По результатам оценки проводящая ее организация в соответствии со статьей 15 Закона № 426-ФЗ составляет отчет, в котором указаны вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы на данных рабочих местах. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Также закон обязывает работодателя разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Прежде всего отметим, что в отношении работников, занятых на работах во вредных и опасных условиях, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрен ряд льгот и компенсаций, это:
– сокращенная продолжительность рабочего времени (статья 92 ТК РФ);
– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117 ТК РФ);
– оплата труда в повышенном размере (статья 147 ТК РФ);
– проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, а также обязательного психиатрического освидетельствования (статья 213 ТК РФ);
– компенсационные выплаты (статья 219 ТК РФ);
– выдача специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ (статья 221 ТК РФ);
– выдача молока и лечебно-профилактического питания (статья 222 ТК РФ).
Согласно статье 224 ТК РФ работодатель обязан соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ во вредных и (или) опасных условиях.
Так, например, запрещается привлекать к работе с вредными и (или) опасными условиями труда лиц моложе 18 лет (статья 265 ТК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 163 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.
Статьей 253 ТК РФ ограничено привлечение женщин к работе с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Этим же постановлением установлен Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда.
Работодатель может принимать решение о применении труда лиц моложе 18 лет, женщин на работах, включенных в вышеперечисленные перечни, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.
Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, – продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю (статья 92 ТК РФ).
Согласно статье 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
– при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов;
– при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.
В соответствии со статьей 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Отметим, что согласно статье 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 2 лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Кроме основного отпуска, работникам ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска таким работникам и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 146 ТК РФ устанавливает, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии с положениями статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно статье 210 ТК РФ основным направлением государственной политики в области охраны труда является, в числе прочего, установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (статья 164 ТК РФ).
Согласно статье 219 ТК РФ каждый работник имеет право, в том числе, на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В ряде случаев суды принимают решение о том, что основанием для установления компенсаций могут являться не только результаты аттестации рабочих мест, но и рекомендации независимой экспертизы, осуществляемой профсоюзными инспекторами труда и уполномоченными лицами по охране труда (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 7 марта 2008 года по делу № А39-1855/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 июня 2008 года по делу № Ф04-2867/2008(4748-А70-25)). Вместе с тем согласно письму Минфина Российской Федерации и ФНС Российской Федерации от 15 апреля 2008 года № ШС-6-3/282@ выполнение рекомендаций независимой экспертизы не освобождает работодателя от обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест для установления упомянутых компенсаций.
Для нейтрализации вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего, а также в целях профилактики и предупреждения профессиональных заболеваний на работах во вредных условиях работникам бесплатно выдаются молоко или другие равноценные пищевые продукты (статья 222 ТК РФ).
Перечень вредных производственных факторов, при наличии которых работодатель обязан бесплатно выдавать молоко или равноценные ему продукты, содержится в Приложении № 3 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н. В нем приводится подробный список химических, биологических, физических факторов.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Правом на его получение пользуются только те работники, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующем Перечне, который приведен в Приложении № 1 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 46н.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель обязан за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу в соответствии с установленными нормами специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" устанавливает Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за средствами индивидуальной защиты (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил работодатель предоставляет работникам необходимые средства защиты по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке, и по типовым нормам бесплатной выдачи прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Сертификация средств индивидуальной защиты осуществляется на основании постановления Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года № 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты".
Многолетняя работа с тяжелыми условиями труда также дает гражданам право досрочного выхода на пенсию. Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона № 173-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О Страховых пенсиях", в соответствии с которым размер пенсии будет рассчитывается как сумма коэффициентов, начисляемых работнику за каждый проработанный год. Размер коэффициента зависит от количества пенсионных отчислений в страховую часть, возраста выхода на пенсию и страхового стажа пенсионера.
Новый закон не предусматривает повышения пенсионного возраста: женщины смогут выйти на пенсию с 55 лет, мужчины – с 60. Однако заложены механизмы, стимулирующие к тому, чтобы выход на пенсию состоялся как можно позже.
Для работающих в тяжелых условиях новый закон сохраняет возможность досрочного назначения пенсии. Подпункт 2 пункта 1 статьи 30 фактически повторяет указанные выше нормы Закона № 173-ФЗ. Однако по новым правилам обязательным условием выступает величина индивидуального пенсионного коэффициента. За все трудовые годы она должна быть не менее 30.
Перечень профессий и должностей, а также Списки производств, труд на которых позволяет досрочно выйти на пенсию, утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (Список № 1, Список № 2).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 Список № 1 применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 Список № 2 применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда.
Перечень документов или других доказательств, которые могут подтвердить занятость на работе с тяжелыми условиями труда, не установлен ни Законом, ни Списками, ни иными подзаконными актами, непосредственно относящимися к досрочному назначению пенсии в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда.
При этом в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утверждены постановлением Правительства от 24 июля 2002 года № 555) основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. При отсутствии в ней необходимых сведений в качестве доказательств могут представляться справки работодателя и свидетельские показания.
Однако представители органов Пенсионного фонда Российской Федерации занимают иную позицию и высказывают мнение о том, что только в некоторых случаях трудовая книжка может служить основанием для учета в специальный стаж периода работы без истребования дополнительных документов. В частности, это случаи:
– когда указанная в трудовой книжке профессия (должность) поименована в Списках № 1 и № 2 и не требует дополнительных условий;
– при учете профиля организации, в которой работало лицо, а также период работы (так, если работа протекала до 1 января 1992 года в период ведения планового хозяйства, в организации, которая предоставляла в органы соцобеспечения (собес), а затем – в отделы социальной защиты населения – предусмотренные законодательством перечни профессий по своей организации, занятость в которых давала право на досрочное назначение трудовой пенсии, то записи в трудовой книжке будет достаточно).
Так как большинство профессий, поименованных в Списках № 1 и № 2, содержит дополнительные условия, которые, как правило, не отражаются в трудовых книжках, представители Пенсионного фонда требуют уточняющие справки от работодателя.
Такая справка должна содержать информацию о характере труда работника, его полной занятости, ссылку на номер позиции, раздел и список. Основание выдачи такой справки должно содержать документы технического вида и иные доказывающие занятость во вредных условиях.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и тому подобное). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.