Сертификация работ по охране труда в организациях
7087
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирует, что обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
– создание и функционирование системы управления охраной труда;
– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (смотрите статьи 24 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");
– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Ознакомьтесь с положениями постановления Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");
– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
– расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 229.2 ТК РФ);
– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законом сроки;
– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");
– ознакомление работников с требованиями охраны труда;
– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Сертификация работ по охране труда в организациях ранее проводилась в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (утратило силу, как мы указали ранее).
Свою деятельность орган по сертификации ранее осуществлял в соответствии с Положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (утратило силу).
Данные документы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда Российской Федерации и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" (далее – Приказ № 779н).
При этом установлено, что аттестаты аккредитации, выданные испытательным лабораториям до вступления в силу Приказа № 779н, действуют до окончания их срока действия.
Анализируя данные изменения законодательства, следует сказать, что после издания Приказа № 779н в нашей стране осталась только добровольная система сертификации работ по охране труда.
Конечно, как представляется большинству населения, такие изменения приведут к тому, что работодатели просто не будут прибегать к этой сертификации. Однако это ошибочное мнение, ведь исходя из целей такой сертификации можно говорить, что работодателям "выгодно" обладать достаточной информацией о качестве и законности своих действий по созданию безопасных условий труда во избежание ответственности в данной области.
Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые включают в себя:
– деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
– деятельность службы охраны труда;
– работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
– организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:
– степени вредности и опасности;
– степени травмобезопасности;
– обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
Сертификация работ по охране труда в организациях включает, как правило, следующие этапы:
1) подача заявки на проведение сертификации по охране труда в организациях;
2) проведение проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации;
3) анализ результатов проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;
4) выдача сертификата безопасности (при условии положительного решения).